Третья книга из серии «Беседы о братстве» включает в себя два отчета блюстителя Крестовоздвиженского православного трудового братства - Николая Николаевича Неплюева (1851-1908) - о религиозно-нравственной жизни братства, охватывающие период от его основания 4 августа 1889 года по 14 сентября 1899 года. Впервые они были опубликованы в составе V тома Полного собрания сочинений Н. Н. Неплюева, изданного в 1908 году в Санкт-Петербурге. С тех пор «Отчеты...» не переиздавались.
Книга будет интересна всем, кто хочет поближе познакомиться с внутренней жизнью Крестовоздвиженского трудового братства. Отчеты блюстителя не предназначались для публикации. Их составление зафиксировано в Уставе братства: раз в год блюститель должен был написать отчет о религиозно-нравственной стороне жизни братства. Затем он зачитывался в общем собрании всех полноправных и приемных братьев под председательством блюстителя, и в ходе обсуждения намечались желательные изменения в строе братской жизни. Ценность «Отчетов...» как исторического источника повышает то, что они писались с привлечением дневников, которые велись ежедневно в каждой братской семье (общине)...
...Особое место в отчете занимает вопрос об отношениях к «избранникам». В их числе были духовно старшие члены Братства, а также те, кто был поставлен руководить каким-то определенным делом в Братстве.
Духовное старшинство определялось преданностью Братству и мерой ответственности, которую брал на себя человек. Духовно старшие - те, для кого Братство уже стало домом, семьей и делом всей жизни. Все они были объединены в Думу во главе с блюстителем, которая принимала решения по всем принципиальным вопросам жизни Братства. К духовному старшинству были призваны и старшины братских семей, на которых лежала обязанность быть «живой совестью» общины. В компетенцию главы братской семьи входило управление жизнью общины и забота о духовном возрастании каждого члена в отдельности и всей братской семьи в целом.
К старшим, стоящим во главе профессиональных работ, относились экономы, заведующие полевыми работами и другими специальными отраслями труда. В отношении как к духовно старшим, так и к главам работ каждый член Братства должен был придерживаться «добровольной дисциплины любви», вырастающей из любви к Братству и понимания ее необходимости для блага общего дела. Это заключалось в признании общей для всех братчиков иерархии ценностей: служение Богу воплощается в устроении Трудового братства, которому важно подчинить свои личные и семейные интересы. К старшим в Братстве надо было относиться не просто с доверием, добровольно подчиняясь их распоряжениям, но и «по долгу братской любви оказывать им всякое содействие, стараясь всячески облегчить им дело бескорыстного служения на пользу Братства»[1]. Не старшие должны навязывать свой авторитет, а само Братство должно добровольно признавать его, оказывая старшим уважение и честь...
...Неслучайно Н. Н. Неплюев так подробно останавливается на вопросе об отношении к старшим. Именно этот вопрос оказался «краеугольным» для Братства. Точнее, отношение к «добровольной дисциплине любви», которая включает в себя и принцип старшинства, и добровольное самоограничение ради созидания Братства. Разногласие по этому вопросу стало одним из ключевых во время кризиса в Братстве в апреле 1900 года. Те, кто не смогли признать этот принцип, в конечном итоге ушли из Братства, обвинив Н. Н. Неплюева в авторитарности и подавлении свободы, а само Братство в пассивности и даже трусости. Те, кто остались, осознали его значимость для братской жизни, благодаря чему углубилась церковность и подобных кризисов Братство уже не переживало.
Из предисловия
[1] Неплюев Н. Н. Отчет блюстителя о религиозно-нравственной жизни Трудового братства от его основания по 22 июля 1897 года. // Отчеты блюстителя о жизни Трудового братства. С. 81 наст. изд.