В издательстве СФИ вышел сборник «Церковное искусство, его восприятие и преподавание: Материалы Всероссийской конференции с участием зарубежных специалистов»
В чем актуальность церковного изобразительного искусства для современного зрителя? Как различаются церковный и светский подходы к проблемам восприятия и преподавания церковного искусства? Каковы перспективы и возможные формы сближения этих подходов?
Книга представляет материалы конференции 2006 г., в рамках которой известные специалисты по истории искусства, педагогике и психологии, церковной археологии, а также иконописцы, преподаватели, работники музеев, священнослужители Русской православной церкви обсудили вопросы изучения исторического, культурного и художественного наследия церкви, тенденции современной научной методологии, идею «синтеза искусств» в храме.
20 ноября в Малом зале Библиотеки-фонда «Русское зарубежье» с успехом прошла презентация сборника материалов Всероссийской конференции с участием зарубежных специалистов «Церковное искусство, его восприятие и преподавание», проведенной в Москве в мае 2006 г. Свято-Филаретовским православно-христианским институтом совместно с Институтом художественного образования РАО и Центральным музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
В презентации приняли участие авторы статей, вошедших в сборник: ученый секретарь и проф. СФИ А.М. Копировский, художник мозаичист А.Д. Корноухов, иконописец свящ. Николай Чернышёв, а также известные специалисты в области церковного искусства - докт. искусствоведения, профессор МГУ О.С. Попова, докт. филос. наук, зав. Центром религиозной литературы ВГБИЛ Е.Б. Рашковский, канд. культурологии, зав. каф. церковного искусства ББИ св. ап. Андрея И.К. Языкова и др.
Открыл презентацию А.М. Копировский, представив сборник и пригласив собравшихся к открытому обсуждению вопросов исторического, культурного и художественного наследия православной церкви, современной методологии и методики преподавания церковного искусства.
Первой выступила О.С. Попова. В частности, она отметила, что мастерство современных иконописцев не ниже, чем древних, а в ряде случаев и выше. Но это потому, что они следуют канону, существовавшему до них. Однако никакой «пронзительности» в их работах, за редким исключением, нет, они пусты. Задавшись вопросом, почему так происходит, Ольга Сигизмундовна с печалью констатировала: «Такова наша вера...». Затем она призвала наполнить новую иконопись не только духовным, но и живым художественным содержанием, не боясь искать выразительность в области традиционной живописи, тем более что иконописный канон, по ее мнению, в большей степени принадлежит прошлому, чем настоящему.
Такая постановка вопроса вызвала полемику, в частности, свящ. Николай Чернышев настаивал, что лишь неудачное, нетворческое воплощение канонических требований приводит к появлению сухих, стилизованных изображений.
Известный художник мозаичист А.Д. Корноухов рассказал о своем учителе, Петре Борисовиче Чернышеве, который не был церковным художником. Однако, заметил А.Д.Корноухов, даже в его пейзажах было больше монументальности, чем у многих современных иконописцев, пишущих фрески в храмах.
И.К. Языкова сравнила некоторых современных иконописцев с музыкантами, которые хорошо играют гаммы, но с ними и выходят на концерт.
В итоге на презентации состоялся живой, острый, открытый диалог. Его полный текст, по содержанию соответствующий небольшой конференции, планируется издать в новом сборнике «Церковное искусство, его восприятие и преподавание», присоединив отзывы на представленный сборник, который уже поступил в продажу.
Презентация сборника материалов всероссийской конференции «Церковное искусство, его восприятие и преподавание» прошла в Санкт-Петербурге 17 января. Организаторами этого открытого для города события стали Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва), Свято-Петровское малое православное братство (СПб), Российская Христианская гуманитарная академия (СПб) и газета «Кифа» (Москва-СПб).
Открывая презентацию, председатель Свято-Петровского братства Владимир Валентинович Коваль-Зайцев призвал всех собравшихся провести ее в жанре заинтересованного разговора.
Этот разговор начался с выступления А.М. Копировского, м.богосл., канд.пед.н., составителя и одного из авторов сборника, а также председателя оргкомитета конференции, по материалам которой был издан сборник. Александра Михайловича знают в Петербурге больше 25 лет - с тех пор, как он преподавал в духовной академии города церковную археологию.
А.М. Копировский рассказал, что Свято-Филаретовский институт, организуя конференцию о церковном искусстве, ставил своей задачей расширить круг участников, обсуждающих эту проблематику, включив в него не только искусствоведов, но и священнослужителей, педагогов, психологов, а также самих творцов этого искусства - прежде всего, современных иконописцев. Кратко рассказав о том, что понимали под церковным искусством в истории, он отметил, что в ХХ веке художественное и богословское значение церковного искусства часто противопоставлялись. Далее докладчик описал основные проблемы, поставленные в докладах. Особым вдохновением для гостей, особенно тех, кто еще не успел познакомиться с книгой, стал показ на большом экране наиболее интересных иллюстраций к опубликованным в ней докладам.
Продолжила разговор Вера Николаевна Залесская, д. искусств, зав.сектором Ближнего Востока и Византии отдела Востока Эрмитажа. Она рассказала на конкретных примерах о проблеме определения назначения культовых предметов, являющихся произведениями искусства, а также показала слайд уникальной плащаницы, вышитой в XVII веке, надписи на которой сделаны на греческом и арабском языках.
Ирина Александровна Шалина, канд.иск., ст.научн. сотрудник Гос. Русского музея, высказала предположение, что приписываемый иконописцам XVII века отказ от канона на самом деле вызван «нашей недостаточной образованностью», и что непривычные для нас детали иконы входили в канон в более ранние века. Также она отметила, что в современном иконописном искусстве не хватает образности и метафоричности, а иногда в нем допускаются серьезные нарушения и формы, и содержания церковной традиции.
Игумен Александр (Федоров), канд. архитектуры, канд. богосл., проф. Санкт-Петербургской академии художеств и доцент СПбДА, с большой теплотой вспомнил о том, как учился у А.М. Копировского 25 лет назад не только на его лекциях в СПбДА, но и во время встреч в домашней обстановке. О. Александр считает, что светские и богословские вузы должны специализироваться на разных сторонах церковного искусства. Главное - чтобы при этом была открытая среда общения, в которой все специалисты могли бы делиться своими открытиями и достижениями. В завершение он заметил, что Россия, в отличие от Запада, сумела сохранить каноническое искусство, в результате чего в ней не произошло его полного разрушения, как это случилось в ХХ веке в Европе. «Значит, мы имеем право на оптимизм», - закончил о. Александр.
Директор Православного института миссиологии и экуменизма в Санкт-Петербурге прот. Владимир Федоров приветствовал всех гостей от имени ректора РХГА К.Д. Бурлаки, (в стенах РХГА проходила презентация). Он подчеркнул миссионерское значение церковного искусства во всех его проявлениях. В отношении преподавания церковного искусства о. Владимир отметил: «Главное - воспитывать вкус и в богословии, и в гомилетике, и в церковном искусстве».
Вера Борисовна Казарина, секретарь Международной научно-практической конференции и выставки «Традиции древнерусского шитья и современное образование» рассказала об удручающей ситуации в области возрождения древнерусского шитья, вынужденного выживать в условиях расцвета ширпотреба и компьютерной вышивки.
Иконописец Филипп Давыдов заметил, что иконописцы работают в своих мастерских и вступают в отношения только с настоятелями, в храмы которых продают иконы. Это значит, что сегодня икона все еще не существует как соборное искусство.
Преподаватель Иконописной школы в СПбДА Александр Васильевич Стальнов считает главным вопросом преподавания церковного искусства определение современного православного образа. Современная академическая форма обучения иконописца, по его мнению, не дает человеку раскрыться так, как это было в древности. Затем он подчеркнул, что список, предполагающий живое прочтение произведения, в принципе отличается от копии, и что «в древности писали все по-новому», благодаря действию Духа Святого.
Марина Николаевна Цветаева, преподаватель курса РХГА «От иконы до авангарда» заметила, что духовное искусство можно увидеть, понять и почувствовать из разных точек бытия, даже через модернизм, который по существу является исповедью о пустоте и небытии человека. Она призвала не отвергать светское искусство, ведь и оно может подвести человека к глубине, причем не только эстетической.
Далее в живом общении многие участники презентации не только благодарили организаторов за высокий уровень докладов и интересные, животрепещущие вопросы, затронутые в них, но также выразили желание продолжить начатый разговор в форме круглых столов или семинаров.
Анастасия Наконечная
Изданные Свято-Филаретовским институтом Материалы Всероссийской конференции с участием зарубежных специалистов "Церковное искусство, его восприятие и преподавание", состоявшейся в Москве 11 - 12 мая 2006 г. (научн. ред.-составитель - проф. А.М. Копировский), отмечены Дипломом Межвузовского творческого конкурса, посвященного дню святой Татьяны, как сборник, признанный в числе лучших в номинации "Православие и культура".
Этот конкурс ежегодно проводится в Санкт-Петербурге по инициативе Совета ректоров ВУЗов СПб и С. - Петербургской Духовной академии и семинарии.
{product_snapshot:id=141,true,true,true,left}