«Личное спасение - самый актуальный, самый животрепещущий вопрос для многих христиан. Однако есть много крещеных и даже признающих свою принадлежность к Церкви христиан, которые вопрос личного спасения вообще перед собой не ставят или ставят отвлеченно, оторвано от собственной жизненной практики... Между тем, спасение не должно по самой своей сущности быть безразличным для христианина .во-первых, потому, что при любом понимании спасения с ним связывается пребывание с Богом, обладание и пользование Его любовью и милостью, а во-вторых, потому, что альтернативой спасения является гибель...
Учение о спасении, соделанном Иисусом Христом, является одной из важнейших частей христианского догматического богословия, и соответствующий раздел носит название объективной сотериологии... Наряду с объективной существует субъективная сотериология, составляющая наиболее важную, основную часть нравственного богословия... субъективная сотериология непосредственно определяет личное поведение христианина, диктуя ему его личный вклад в дело спасения его самого и его ближних, указывая ему цель, смысл и характер его поведения, всего его христианского становления в жизни, в отношениях к Богу, к людям, к самому себе»
Архиеп. Михаил (Мудьюгин) , из Введения
СОДЕРЖАНИЕ:
Предисловие составителя
ВВЕДЕНИЕ
I. ПОНЯТИЕ О СПАСЕНИИ
II. СПАСЕНИЕ КАК ЦЕЛЬ
Глава 1. Страх наказания Божия как стимул нравственного поведения (негативный)
Глава 2. Страх и закон.
§1. Страх как переживание
§2. Закон, его санкции и их субъективное восприятие
Глава 3. Надежда на воздаяние Божие как стимул нравственного поведения (позитивный)
Глава 4. Критика личной эсхатологической заинтересованности как стимула к добродетельной жизни
III. СПАСЕНИЕ КАК СОСТОЯНИЕ
Глава 1. Понятие о святости, достигаемой в пределах земной жизни
Глава 2. Феноменология святости (вера, надежда, любовь)
Глава 3. Сотериология веры
ПРИЛОЖЕНИЕ
Любовь к Богу и к людям в Ветхом и Новом Завете
***
Интервью, письма и работы архиеп. Михаила, а также материалы о нём:
Церковь дана нам Христом... Два письма владыки Михаила своему духовному сыну и другу В.А. Никитину
Архиепископ Михаил (Мудьюгин). "Кафолики и католики"