(Ответы катехизатора, магистра богословия, руководителя Методического центра по миссии и катехизации при СФИ Владимира Ивановича Якунцева)
Яборова Елена
Здравствуйте, уважаемый Владимир Иванович!
1. Несмотря на то, что конференция о воспитании детей в семьях христиан, у меня вопрос, родившийся из практики работы с интернатными детьми — сиротами. Я работала со старшими. Некоторые из них свидетельствовали, как в возрасте до 10 лет им открылось, что есть Бог. Сами, без научения, они начинали всем сердцем молиться. Но были другие их сверстники, которые, обнаружив молящегося, либо узнав о вере в Бога своего друга, подбивали других к травле, собирая для этого компанию. И те, и другие — дети. Одни — чистые сердцем, другие, по всей видимости, искушённые. Но ведь и в наших семьях дети разные. Мы видим, как в храме младенцы очень по-разному принимают причастие. Может ли быть единым подход к воспитанию детей в христианских семьях?
Ответ В.И.Якунцева: Подход, безусловно, должен быть единым. Но, — и это, надеюсь, всем известная вещь — как есть добрые дети и дети злые, так есть дети верующие и дети неверующие. Проблема различения веры и неверия, открытости Духу, благодати Божьей и закрытости ей существует, как и в отношении взрослых, так и в отношении детей. Поэтому когда встает вопрос о воцерковлении конкретного ребенка, то очень важно есть ли эта открытость — хочет ли сам ребенок быть христианином или нет. И если ребенок не хочет быть христианином, если он этого желания не выказывает никаким образом, то мы должны понимать, что в данном случае речь должна идти не о катехизации, а о свидетельстве, о миссии. Если же такое желание есть, тогда нужно решать вопросы катехизации. Еще раз хочу повторить: есть дети верующие и неверующие, эта проблема существует, и она достаточно острая.
2. И другой вопрос. Мы знаем, что сказано «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Участь Сына — Голгофа. К каким же взаимоотношениям необходимо стремиться родителям с детьми, чтобы являть крепость отношений Отца и Сына?
Ответ В.И.Якунцева: В самом вопросе содержится ответ. Понятно, что подлинные отношения родителей с детьми должны апеллировать к отношениям Отца Небесного и Его Единородного Сына. И именно к таким отношениям, например, апеллирует отношение Авраама и его единственного сына Исаака. И достаточно много таких примеров, когда родители не присваивают себе своих детей, когда они в них видят Божий дар, когда они чувствуют ответственность за то, чтобы этот дар был и воспринят, и принес соответствующий плод Господу. Дети — живые люди и всегда непонятно, в конце концов, какие плоды они принесут. Но, во всяком случае, содействовать тому, чтобы плод был достойный, родители должны. Что касается такой участи как Голгофа: воспитывая своих детей, христианин не может не предполагать как для себя, так и для своих детей такую участь и честь как Голгофа в том или ином виде. Более того, мы прямо об этом говорим, потому что без Голгофы, как известно, нет воскресения, а мы хотим, чтобы наши дети были сонаследниками воскресения. Это значит, что, воспитывая их, мы имеем ввиду то, что они, как и мы, станут участниками голгофских страданий нашего Господа в той или иной степени.
Воробьева Татьяна Николаевна
Владимир Иванович!
1. При размышлении над темой о воспитании детей в христианских семьях возникла простейшая мысль, что оно — по определению — христианским только и может быть, тогда призыв «не мешайте детям приходить ко Мне» тоже просто естественен. Только дело-то за «малым»: покажите мне настоящую христианскую семью… Поэтому первый вопрос, на который у меня ответа нет — о христианской семье: она возможна, или существует только недостижимый идеал? (Ведь в Царстве Небесном — «не женятся и замуж не выходят»).
Ответ В.И.Якунцева: Татьяна Николаевна, христианская семья, на мой взгляд, возможна, и примеры христианской семьи существуют: например, семья Иосифа и Марии. Надо только учитывать принципиально важную вещь: семья христианской может стать только тогда, когда она умрет как семья по плоти, когда она станет семьей по Духу, или частью семьи по Духу — частью общины. И вот в меру того, насколько она является частью общины или сама является семьей по Духу, — такое возможно, — она и является христианской семьей. И поэтому совершенно естественно, я с Вами согласен, что в таком случае, воспитание не может быть нехристианским. И тогда единственная проблема — не мешать детям приходить ко Христу.
2. И дальше, о детях в христианской семье, т.е. как бы «запрограммированных» христианах: либо крещеные в детстве при обоих родителях-христианах, либо — оглашаемые, которых благочестивые родители готовят к сознательному Крещению. Меня смущает вопрос: можно ли такой сознательный выбор назвать самостоятельным? И не столько проблема детского Крещения, меня беспокоит неизбежность духовного давления с использованием родительского авторитета, и как последствие - психологические взрывы подросткового отторжения авторитета родителей и поиска авторитетов на стороне. В этом направлении мысль мою подтолкнула записка, на днях обнаруженная в книге сына Дмитрия, подстрочный перевод цитаты (написано рядом: «translate») или мысль записанная:
«Ребенок нашего времени,
глядя(щий) на современный мир (стрельбу, жестокости),
Если ты будешь вести себя хорошо,
То летящая пуля тебя минует —
Склони свою голову
и ожидай рикошета»
Тут уж вопрос о ребенке: как ребенку себя вести в семье христиан?
С благодарностью, Татьяна Н.
Ответ В.И.Якунцева: Проблема достаточно понятная: возможно ли духовное насилие в семье христиан. Возможно, если родители будут своевольничать и нарушать границы, которые есть в процессе воспитания детей. Христиане-родители должны совершенно точно понимать, что они могут от своего ребенка требовать, а что они требовать от него не могут, но могут требовать только от себя, а от ребенка могут только ждать и об этом молиться. Принципиально важно, что нельзя требовать от ребенка того, чтобы он стал христианином. Можно создавать для этого условия, молиться, подавать пример, вдохновлять, но от ребенка это можно только ожидать. Почему? Потому что христианство связано со свободой, с любовью, с полным пожертвованием себя, и это возможно только, когда есть зрелость и свобода. Но, тем не менее, христианское воспитание должно быть, во-первых, направлено на то, чтобы шаг ко Христу ребенку было сделать легче, во-вторых, как минимум, нужно вырастить порядочного в ветхозаветном смысле человека. Поэтому соблюдение Закона Божьего мы должны от наших детей требовать. Есть определенные границы, ниже которых человек опускаться не может, иначе он вообще теряет человеческий образ. Ребенок, например, обязан иметь минимум благодарности, честности и трудолюбия, т.е то, что предполагает Закон десяти заповедей. Мы очень хотим, чтобы наши дети были в большей части похожи на того юношу, который подходит ко Христу и спрашивает «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19:16-22), и мы знаем, что Христос в первую очередь говорит ему: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Он отвечает: «Всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?». Обратите внимание: если говорит «от юности», то, значит, трудились и родители. Им в данном случае — благодарность. Но потом настает момент, который от них не зависит, за который и мы, как родители, никак ручаться не можем — момент, когда дети оказываются в ситуации свободного выбора. Господь говорит: «Если хочешь быть совершенным» — а в контексте Евангелия это значит, «если хочешь стать Моим Учеником» — «пойди, продай имение твое». Как поступит наш ребенок, когда он услышит призыв от Господа, мы не знаем. Нам бы очень хотелось, чтобы он поступил не так, как этот юноша, но чтобы продал свое имение и последовал за Христом.
Михаил
1. Детям ко Христу надлежит придти, и сделать они могут это только с помощью взрослых — родителей, поручителей и церкви. На практике, как и свидетельствует евангельский текст, все выглядит не так складно. Какие препятствия возникают наиболее часто со стороны взрослых перед детьми на их пути ко Христу?
Ответ В.И.Якунцева: Чаще всего — это отсутствие положительного примера. На втором месте по частоте — когда детей не наказывают или наказывают своевольно. Третье — детей не учат учению Господню. Т.е. иногда бывает так, что положительный пример есть, но нет научения и нет справедливого наказания.
2. Придти ко Христу — это цель жизни каждого человека на пути в Царство Отца. Говоря, иными словами, всякому человеку — и ребенку в том числе — как бы «уготована» личная встреча с Воскресшим Господом: «…вот, стою у двери и стучу…» (Откр.3:20). Для этого, говоря простым языком, их нужно просто учить христианству. Впрочем, опыт богообщения открыт и в детском возрасте через Закон. Тогда родители и поручители являются теми, кто готовит путь для прихода Христа, т.е. являются для детей своего рода «предтечами» Христа. Особенности проповеди для взрослых как «приготовления пути» в общих чертах известны. Каковы особенности такой проповеди словом, делом и всей жизнью по отношению к детям?
Ответ В.И.Якунцева: По Духу и по смыслу особенностей нет. Есть особенности по форме и по стилю. Форма и стиль должны соответствовать возрасту. Лучше всегда использовать притчи, все, что связано с конкретными яркими образами. Наименее абстрактно, максимально образно. И еще должен быть открытый диалог. По сути, любая проповедь — это диалог. Но в случае с детьми, должен быть явный диалог. Об этом нужно всегда помнить.
3. Сын (8 лет) спросил после чтения Евангелия: «Что такое Дух Святой?». Мой ответ был кратким: «Не «что» а «Кто», остальное позже узнаешь». Как детям рассказать о Духе Святом? Бога как Отца они знают, Сына как Иисуса Христа — они знают. Не уверен, что у них есть опыт понимания Духа как такового…
Ответ В.И.Якунцева: Это известно. Лучше всего о Духе, как и о Боге, говорить через образ ветра. Не всегда помнят, что «руах» по еврейский и дух, и ветер. Это одно слово. А то, что Вы, Михаил, ответили, что это не «что», а «Кто», мне кажется, вполне достаточно для детей. Это максимум понимания на данном этапе. Вообще же, надо помнить, что понимание о котором Вы здесь говорите, возможно только через приобщение, через встречу. И, также как с Отцом и Сыном, с Духом, чтобы Его познать, нужно встретиться и Ему приобщиться.
4. Ребенку трудно в молитве благодарить и просить своими словами. О погоде и здоровье молиться все время, видимо, не хочется, да и не нужно; повторять за взрослыми их прошения, также не очень вдохновляет. Как изменить ситуацию, как научить ребенка простой, но живой молитве?
Ответ В.И.Якунцева: Нужно вспомнить простую, но очень важную вещь: прошения, также как и благодарения, в молитве не могут быть своевольными. Это главная сложность в молитве «своими словами». И поэтому ей нужно учить, и не грех подсказывать: за что хорошо бы поблагодарить, о чем прилично попросить. Если своими словами что-то выразить трудно, то хорошо для этого использовать псалмы или строчки из них. Вот так можно, на мой взгляд, изменить ситуацию и научить ребенка простой и живой молитве.
Анна, Подмосковье
1. Учить ли ребенка 4,5 лет давать сдачи? Ведь зачастую просто отбирают игрушки или занимают место на качелях и, скорее всего, довольно быстро наиграются и всё бросят и освободят. А в Нагорной проповеди Господь советует подставить другую щеку, разделить путь, даже если не хотел. Как объяснить ребенку, в каких случаях надо защищать своё имущество, своё место, свои интересы, а когда уступить? Особенно, когда это касается тех, кто младше, но гораздо нахальнее и активнее.
Ответ В.И.Якунцева: Я бы не учил ребенка давать сдачи, т.е. мстить, но учил бы его, даже в 4,5 года, бороться за правду. В 4,5 года это, все-таки, удобнее делать при помощи родителей, чтобы и тот, кто «нахальнее и активнее» и, как вы пишете, младше, научился хранить границы справедливости. Очень важно с самого раннего возраста учить детей хранить эти границы, без этого они не смогут потом войти и в опыт, о котором свидетельствует Нагорная проповедь. Потому что без хранения границ правды этот опыт не будет воспринят в нужном ключе, а будет воспринят именно как потворство злу, как уход от борьбы, как возможность пойти по пути наименьшего сопротивления. Нужно помнить, что подставить другую щеку и т.д. — это не уход от борьбы, а это её апофеоз, это самая высшая форма проявления борьбы. Это способ борьбы со злом, грехом и несправедливостью через любовь, но для этого нужно иметь очень много сил, для этого надо иметь благодать. Для этого также надо уже хотеть и уметь бороться со злом и грехом как с помощью добра, так и с помощью, если другого выхода нет, меньшего зла и греха.
2. В каком возрасте крестить детей? Если вся семья каждое воскресенье вместе, молится, причащается, семейный быт пропитан верой, то естественно крестить ребенка сразу, как родился. А если нет, то как объяснить малышу, почему его родители причащаются, его друзья - тоже, а его оставляют в стороне раз за разом или вообще оставляют дома? Не нарушает ли в этом случае нежелание родителей крестить ребенка целостности семьи перед Богом?
Ответ В.И.Якунцева: На этот вопрос нет однозначного ответа, но есть рекомендации и пастырский опыт, который свидетельствует о том, что лучше, конечно, принимать крещение в зрелом ответственном возрасте, где-то после 20 лет. Из этого же опыта видно, что качество христианской жизни детей и подростков не зависит от того, крещены они или нет, причащаются они или нет. Уровень их богопознания зависит не от этого, а от их веры и неверия, от их усердия к слушанию Слова Божьего и к молитве, и от их тяги к живому церковному общению. И поэтому, даже если ребенок крещён и причащается, то находится он все равно больше под покровом Слова Божьего, молитвы родителей и других христиан, чем под покровом таинств. Поэтому по своему духовному состоянию крещеные дети всё равно ещё оглашаемые.
Еще раз скажу, что есть такой опыт, и есть такие рекомендации, которые исторически оправданы, но решение должны принимать родители. Известно, что крещение на третьем десятке лет жизни оправдало свою действенность. Мне кажется, никто не будет спорить, что крещение таких людей, как свт. Василий Великий, свт. Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, было достойным и плодотворным, а главное — своевременным. А практика детского и младенческого крещения оставляет достаточно много вопросов… Современного уж точно… Хотя канонически никакого запрета нет, но, как мне кажется, чтобы был плод, для этого необходимы безупречная церковная семья, среда и такие же крестные. Но эти условия очень трудно выполнить сегодня. Итак, еще раз повторюсь, что никаких однозначных ответов на этот вопрос нет, есть рекомендации и опыт, решение принимайте сами. Самое главное — уразуметь волю Божию и исполнять ее, тогда целостность семьи не нарушится.
Вопрос Наталии Иозенас
Вот что меня волнует: моему младшему сыну, Николаю, 9,5 лет и он достаточно послушный и сговорчивый ребенок, старающийся не огорчать родителей. Как с ним правильно готовиться к исповеди?
Ответ В.И.Якунцева: Для начала с ним нужно, как минимум, провести ряд бесед по заповедям Божьим, и это должны делать папа, мама или крестный. Конечно, эти беседы должны быть живыми и интересными. А потом на основе этих бесед можно готовиться к исповеди. Нужно помнить, что опираться на голос совести ребенка, который не подкреплен познанием заповедей, невозможно, это не плодотворно. Начинать лучше с десяти заповедей Моисея и раскрывать их в соответствие с возрастом ребенка.
Ольга Хегай
Дорогой Владимир Иванович!
Моему ребенку 3 года, поэтому мой вопрос касается именно этого возраста. Меня интересует, какие задачи возможно ставить родителям в совместной молитвенной жизни с ребенком. Какова его мера участия в молитве, особенно храмовой? Отец Георгий как-то сказал, что не рекомендовал бы брать в храм развлечения для ребенка: раскраски, книжки, игрушки и прочее, — чтобы у детей не складывалось впечатления о храме, как об игровой комнате. С этим очень бы хотелось согласиться, но как возможно для маленького ребенка столь длительное участие в молитве? Даже если иметь в виду только литургию оглашаемых.
Вообще, есть ли в духовной жизни какой-то аналог возрастной психологии? Что мы можем сказать о формировании духа у детей разного возраста? Что он воспринимает в молитве, что в этической сфере, в эстетической? Этих представлений крайне не хватает. Буду признательна, если дадите какой-то совет или ссылку на хорошую литературу.
Ответ В.И.Якунцева: Очень важно, что духовная жизнь у детей проявляется уже фактически с момента зачатия. Мы знаем из евангелия, что Иоанн Креститель узнает Христа ещё в утробе матери. И дети, рождаясь, проявляют в той или иной степени открытость благодати Божией, Духу Божьему, слову веры или к проявлению любви. Ну, а как у детей формируется этическое, эстетическое сознание, то это уже большой разговор, вряд ли его можно вести в рамках этой Интернет-конференции.
Что же касается поведения детей на молитве в храме, то, действительно, лучше не брать ничего развлекающего (игрушек, раскрасок и проч.). Но богослужение наше не приспособлено для детей, для трехлетнего ребенка может быть в лучшем случае доступна лишь какая-то его маленькая часть, где он не играет, и где он абсолютно всерьёз всё должен воспринимать. Например, это может быть только чтение Писания, или какое-то песнопение, какая-то молитва, где его должны взрослые взять за руки, отстранить все игрушки и сказать «вот сейчас мы молимся» или «сейчас мы слушаем», или, как минимум, «тихо и благоговейно себя ведём», даже если при этом ребенок ещё ничего не понимает. Когда этот период закончился, то ребеночка лучше вывести куда-нибудь в притвор, там он может и играть, и раскрашивать. Для детей очень важно, чтобы пространство серьёзное, не игровое, было отделено от пространства, где играть можно. Это простой, но достаточно действенный и исполнимый совет. Понятно, что в притворе с ребенком придется быть кому-то из родителей, но родители это вынесут. Не следует допускать, чтобы во время Литургии верных ребенок играл в храме, рисовал, катал машинки и разговаривал с другими детьми.
Елена Каштанова
Уважаемый Владимир Иванович, здравствуйте!
1. Как помочь подростку обрести живую веру? Это возраст особенный в силу того, что мир «напирает» в полную силу: школа, сверстники, улица, реклама, кино и пр. Даже если церковная верующая семья, этих искушений ребенку не миновать все равно. Пока он (сын 15 лет) разделяет нашу жизнь и веру, участвует во всех событиях семейной жизни, но становится очевидной некоторая его личная инерция. Как ее преодолеть? Пока ребенку одинаково интересно и комфортно и в Церкви, где мама, папа, братья и сестры, но и в мире, в школе, где друзья, футбол, и проч. Как мне кажется, наша роль в приведении детей ко Христу сходна со служением Иоанна Предтечи — нам умаляться, им возрастать. Как не «перегнуть палку», не надавить по-родительски, а помочь сделать личный выбор за Бога?
Ответ В.И.Якунцева: Ребенок, даже если ему 15 лет, должен знать, что от него будут требовать, и что ему не «спустят» никогда, за какие границы он зайти не может ни в каком случае. А вот как ему помочь преодолеть личную инерцию? Мне кажется, в таком возрасте есть только один выход — нужна христианская молодежная и подростковая среда, руководимая мудрыми взрослыми, где подросток утолял бы жажду общения, обретал бы поддержку.
2. Нужно ли и можно ли уберечь ребенка от мира сего, создать ему некоторую духовную изоляцию, ведь «дурные сообщества развращают добрые нравы»? Если да, то как сделать это правильно?
Заранее благодарю!
Ответ В.И.Якунцева: Это продолжение предыдущего вопроса. Мы не можем уберечь от всего, от всех влияний, всё равно придется с чем-то бороться. Но, тем не менее, мы знаем, что у каждого человека, в том числе и у подростка, есть свой «запас прочности» по отношению к негативным воздействиям мира сего. Он, как правило, не очень большой. И мы должны всё делать для того, чтобы извлечь наших детей из «дурных сообществ», насколько мы это можем сделать. То есть, полностью вынуть их из мира сего мы не можем, у нас такой заповеди нет, и воли Божьей на это нет, но мы всё должны сделать для того, чтобы активное общение было в церковной среде, в доброй среде. Чтобы у них этого «запаса прочности» хватило, и чтобы он увеличивался.
3. Вопрос моей сестры Татьяны: что делать, если ребенок (4 года) категорически, порой со скандалом и слезами, отказывается молиться или идти в храм? Где грань, когда надо настаивать и «тащить» его через слезы, а когда оставить его в покое (но в этом случае он вряд ли сам захочет). Спасибо!
Ответ В.И.Якунцева: Тут надо прибегать, дорогая Татьяна, к тем норме и мере, которая есть в Законе Божьем. Когда ребеночек покушал, например, и встал, и отирает свои губки, мы его учим, что нужно сразу поблагодарить маму или папу, тех, кто дал ему поесть, кто купил, приготовил. И мы знаем, что если мы не приучим к этому, то вырастет «хрюшка». Вот точно также мы должны учить минимуму благодарности по отношению к Богу. Встал утром? Поблагодари! Поел? Поблагодари! Не хочешь благодарить? Не ешь тогда. Вообще не ешь. Не играй в игрушки… Вот таким образом, очень простым. Но с молитвой, конечно, не нужно перебарщивать, мы уже об этом много говорим. Для ребенка в 4 года молитва может быть только очень краткой, может быть, лучше что-то спеть. Но его нужно приучать к тому, что молитва связана с усилием. Мы часто забываем о том, что и дети наши, и мы сами имеем повреждённую природу, что одно из следствий этой повреждённости — неблагодарность. Сам по себе падший человек — человек неблагодарный, поэтому для него она всегда связана с большим усилием, усилием и памяти, и любви. И этому усилию нужно учить.
Алексей Макаров
Что принципиально изменяется (должно измениться) у подростков в понимании своей веры, в отличие от младшего возраста? Чего не нужно делать родителям и близким подростков в этот период, чтобы не оттолкнуть их от пути веры и верности Богу? На что нужно особо обратить особое внимание родителям и взрослым в общении с подростками?
Ответ В.И.Якунцева: Что свойственно подросткам? Они ненавидят детство, потому что они уходят из него. Оно им противно… И родители им ненавистны поэтому. Они отталкиваются от родителей в ту меру, в какую родители напоминают им детство, ассоциируются с детством. Как правило, родители очень инерционны и опаздывают, и когда ребенок уже выходит из детского возраста, они продолжают с ним общаться как раньше, не улавливая тех изменений, которые в нем произошли. Вот в этом главное отличие: с подростками нужно говорить как с подростками, то есть уже как со взрослыми во многом людьми. Во многом, но не во всём, правда. Не сюсюкать! Не сбавлять оборотов, но прямо, правдиво. Потому что для них главное — это уйти из детства, и всё сделать для того, чтобы их воспринимали как взрослых. Они ради этого готовы идти на многие, даже странные вещи: и курить пробуют, и всё прочее, лишь бы только показать, хотя бы в своей среде, что они уже взрослые. Вот это нужно учитывать. Инерционность и, как следствие, занудство — самая главная опасность, которая существует в общении с подростками.