15 августа 2010 в доме-музее А.А.Ахматовой в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол, посвященный проблеме формирования духовных, церковных и культурных элит. Организаторами круглого стола выступили Свято-Петровское (Санкт-Петербург) и Свято-Михайловское (Архангельск, Тула, Рязань) православные братства. В своем вступительном слове ведущая круглого стола Ю.В. Балакшина отметила, что тема духовных элит обсуждается в рамках конференции «Старшинство и иерархичность в церкви и обществе», которая пройдет 29 сентября — 1 октября в Москве. Современное российское общество утратило понятие духовного старшинства, способность различения людей, к которым стоит прислушиваться, за которыми можно идти. В стране возникают экономические, политические, светские и прочие элиты, но нет группы людей, на которую можно было бы ориентироваться как на носителей духовной и нравственной нормы. Между тем, именно наличие такой здоровой среды может стать условием возрождения личности, значительно разрушенной в советскую эпоху. Ведущая предложила избегать двух крайностей: однозначного отождествления себя с духовной элитой, чреватого позицией превозношения, дурной элитарности, и однозначного отказа от всякого соотнесения своей жизненной позиции с теми качествами жизни, которые отличают духовную элиту.
Участникам форума было предложено ответить на вопросы о том, нужна ли духовая элита России и, если — да, то какими качествами она должна обладать, а также — можно ли говорить сегодня о путях ее формирования, взращивания и какие на этих путях могут появиться проблемы.
Преамбулой к обсуждению стали три сообщения. Первое — рассказ Юлии Антипиной (С.-Петербург) о Н.Н.Неплюеве, основателе Крестовоздвиженского трудового братства. Будучи аристократом по образованию и воспитанию, Николай Неплюев совершил почти невозможное: начал формирование духовной и церковной элиты из самых, казалось бы, неподходящих для того людей — детей беднейших из крестьян. Доклад Ирины Пономаревой (Архангельск) был посвящен Лидии Корнеевне Чуковской — представителю той «советской» элиты, которая всеми силами и всей своей жизнью противостояла тоталитарному режиму, в условиях всеобщей лжи боролась за правду. Завершил первую часть встречи доклад директора филиала РГГУ в Твери В.И. Лавренова «Принципы и возможные механизмы формирования элит».
В ходе обсуждения темы развернулась острая дискуссия. Расхождений не было только по первому вопросу — нужны ли духовные, церковные и культурные элиты в современном обществе? Этот вопрос некоторые из выступавших назвали риторическим, так как положительный ответ на него был всем очевиден. Среди главных качеств духовной элиты называли интеллект, сознание, направленное на постоянные усилии постижения себя и мира; сердце, живущее по Духу; свободу, «самостояние» в истории, благодарность, ответственность за страну, народ, церковь. Представитель духовной элиты — это праведник, то есть человек, живущий в соответствии с Высшей правдой, «аристократ духа».
Больше всего реплик и выступлений вызвало обсуждение вопроса о путях и проблемах формирования духовных элит. Участники дискуссии говорили о том, что советская власть за то время, пока «владела» страной, уничтожила не только саму элиту, но и почву для ее возрождения. По мнению одного из выступавших, возрождение какой бы то ни было элиты в нашем поколении невозможно, потому что элита — это всегда некоторая школа, преемственность, непрерывность традиции, а сейчас обществу и церкви во многом приходится начинать с нуля. С этой точкой зрения участники круглого стола не согласились. В частности, о. Иоанн Привалов, настоятель Сретенского храма Архангельской епархии, заметил, что дело не только в видимом отсутствии духовного наследия досоветской эпохи - важно, чтобы мы были готовы принять это наследство. Наша основная проблема внутри нас самих — «что-то с нашим зрением стало».
Круглый стол обнаружил сложность и актуальность вопроса о духовных, церковных и культурных элитах. Видим ли мы вокруг себя ростки этих новых элит? Стремимся ли мы сами к подлинному качеству нашей жизни? В конечном итоге, принадлежность к элите определяется не социальной или биологической предопределенностью, а духовным выбором каждого.