Международная конференция «Старшинство и иерархичность в Церкви и обществе» открылась в Москве
Преображенское содружество малых православных братств и Свято-Филаретовский православно-христианский институт (СФИ) проводят 29 сентября -1 октября в Москве, в конференц-зале Российской государственной библиотеки, XX международную конференцию на тему «Старшинство и иерархичность в Церкви и обществе». В рамках конференции планируется обсудить широкий круг проблем: что такое «старшинство» и «иерархичность» в современном мире? Как может устраиваться общественная и церковная жизнь в соответствии с принципами старшинства и иерархичности? Что такое иерархия в социуме и есть ли альтернативы? Как воспитывать уважение к старшему в семье, обществе, Церкви? Как сказал на открытии конференции ректор СФИ, священник Георгий Кочетков, эта тематика может показаться «задиристой», но она «вызревала» в течение многих лет и является, несомненно, актуальной для современной христианской мысли. В рамках юбилейной конференции будет отмечаться 20-летие большой христианской общины, объединяющей людей из разных городов России, – Преображенского содружества малых православных братств.
Первые доклады, прозвучавших на открытии конференции, носили скорее академический характер: заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ, член Межсоборного присутствия РПЦ Давид Гзгзян сделал сообщение «О порядках бытия и духе жизнеустройства», а поэт и переводчик Ольга Седакова говорила об «иерархичности в природе вещей». Проанализировав поиски порядка бытия, которым занимались лучшие умы человечества, начиная с античности, Д. Гзгзян показал, что главным во все времена являлся вопрос: как человеку принять участие в Божественном порядке? Как примирить или преодолеть извечную оппозицию «космос-хаос, порядок-жизнь»? По словам докладчика, эта оппозиция снимается через Крест и Воскресение – это «новая реальность», при котором «сила любви способна произвести любой порядок, любой извод космоса».
Существует ли в тварном мире некий порядок вещей или это – плод человеческого разума? Этот вопрос возник в ходе дискуссии, и один из убедительных ответов прозвучал в докладе О. Седаковой. Она уверена, что в живой природе существует свой порядок, своя иерархия, но она очень сложна, и новые научные открытия обнаруживают именно эту «идею упорядоченности». Человеческое общество также всегда иерархично, однако человеку во все времена трудно встроиться в социальную структуру, а для человека эпохи постмодерна и вовсе «нет ничего более неприятного, чем старшинство, иерархичность». Альтернативу дает христианство – оно предлагает «перевернутую иерархию», в основе которой – евангельский закон жертвы и служения.
Именно на этом законе зиждется христианское понимание старшинства и власти, убежден псковский протоиерей Павел Адельгейм. С этой точки зрения он проанализировал разный подход к проблеме власти в ранней христианской Церкви и в наше время. Сравнив образ жизни апостолов и их современных преемников и получив выводы не в пользу епископата, священник подчеркнул, что теперь «иерархия – это синоним власти, вертикали, … она отождествляется с олигархией». По его словам, «между архиерейской корпорацией и народом Божьим лежит настоящая пропасть», и именно это становится «главной бедой Русской Православной Церкви».
Участникам были представлены доклады, проливающие свет на понимание иерархичности в исламе и в иудаизме, -- исламоведа Алексея Журавского (Москва) «Справедлива ли оппозиция "иерархичное христианство" и "неиерархичный ислам"?» и протоиерея Александра Виноградского (Иерусалим) «Цадиким и духовное руководство – сравнение с некоторыми традиционными русскими духовными практиками». Известный социолог Алексей Левинсон осветил тему «Проблематика старшинства и статуса в отношениях в российском обществе (по материалам Левада-центра)».
В беседе с «Благовест-инфо» председатель оргкомитета конференции, проректор СФИ Дмитрий Гасак так определил значимость темы форума для современного церковного сознания: «Отношение в Церкви к старшинству, к иерархическому началу, к проблеме взаимной ответственности – это очень важно. Без этого невозможно говорить о соборности, которая, кстати, основана вовсе не на демократическом и не на монархическом принципе. Преображенское братство поставило эту тему, чтобы отношение к принципу иерархичности в Церкви было более осознанным».
Осознанию этого принципа способствовали семинары малых православных братств, которые прошли вечером первого дня конференции, их темы дают представление о проблемном поле форума: «Принцип «первый среди равных» в Церкви», «Ответственность народа Божьего за старших и иерархию в традиции и современности», «Апостольская традиция старшинства в общинно-братской жизни», «Иерархия чинов и иерархия даров. Выявление и осуществление старшинства в Церкви», «Отношение к старшинству и иерархии в Крестовоздвиженском братстве Н.Н. Неплюева».
Конференция продолжит работу 30 сентября и 1 октября, будут обсуждаться доклады философа Григория Гутнера, психиатра Бориса Вознесенского, историка Константина Обозного, историка искусства Александра Копировского и других. В рамках форума запланирован круглый стол «Иерархия в социуме и ее возможная альтернатива» (30 сентября в 14-00) и итоговый круглый стол (1 октября, 14-00). 30 сентября в 18-30 состоится праздничный вечер в честь 20-летия Преображенского братства.
Юлия Зайцева
Кто главный в церкви и обществе?
В Российской государственной библиотеке начала работу ХХ международная конференция «Старшинство и иерархичность в церкви и обществе». Ректор Свято-Филаретовского института проф.-свящ. Георгий Кочетков считает, что сейчас, когда в нашей стране становится все больше и больше монастырей, храмов, когда клир определенно начинает играть существенную роль, очень важно разобраться в принципе иерархичности, поскольку даже в церкви не всегда понятны его границы. В последние годы наметились неблагоприятные тенденции в сторону усиления клерикализации, но есть проблемы и с иерархией в обществе: как с иерархией ценностей, нравственной иерархией, так и с иерархией социальной. Есть путаница даже в таком простом вопросе, кто старший в обществе, кто может быть руководителем, а кто не может. А если нет четкого ответа на этот вопрос, то «верхи» начинают чувствовать себя неуверенно и нервничать, а «низы» начинают над ними посмеиваться и ими пренебрегать, если те не чувствуют себя на своем месте.
Первое пленарное заседание, которое вел ректор СФИ о. Георгий Кочетков, открылось докладом заведующего кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ, члена Межсоборного присутствия РПЦ Давида Гзгзяна («О порядках бытия и духе жизнеустройства»). Историческая реальность, увы, не совпадает с христианской нормой, сказал он. Господь поставил порядок в основание жизни, Бытие есть упорядоченность. Но где место человека в этом порядке? Хранить порядок — значит не быть функцией, значит творить порядок, признавая его незавершенность. Поэтому у человека всегда присутствует мотив отрицания — непризнания какого-то элемента порядка, воспринимаемого как непорядок. Самое большое разочарование постигает нас, когда порядок пытается установить человеческое сообщество. Социальные порядки чаще всего смотрятся примитивно. Там, где возникает недовольство социальным порядком, главную вину, как правило, возлагают на ответственных за сакральную часть. Результат — десакрализация мира в исторической перспективе. Любой самодовлеющий порядок оказывается безжизненным. Как этого избежать? Жертва придает порядку новое качество: больший должен стать слугой меньшему. Усилия любви не пропадают, но способны созидать. Жертва верности Христу способна произвести совершенно новый порядок жизни, утверждающий ценность каждого. Степень состоятельности Церкви на земле измеряется уровнем стремления к этой христианской норме.
Священник Павел Адельгейм в докладе «Две природы власти» говорил о том, что власть может осуществляться как в старейшинстве, так и в иерархичности. Старейшинство обосновано Откровением: старейшиной становится глава рода, самый авторитетный. Это не должность, старейшина служит на благо всех. Термин «иерархия» не библейского происхождения, это порождение истории. В традиции много изменилось за века, и очень важно отличать подлинное (то, что мы приняли от апостолов), от того, что мы приобрели через культуру. К сожалению, в сегодняшней Русской православной церкви, по мнению отца Павла, акцент делается на иерархичности. Епископ не столько пастырь, сколько «начальник». Так возникают полузакрытые касты с плохой связью. Паству никто ни о чем не спрашивает, зато к церковной олигархии приближен новый круг людей — представители власти. Епископ неприступно парит над стадом, пренебрегая служением любви.
Поэт, переводчик и филолог Ольга Седакова назвала свой доклад «Иерархичность в природе вещей» по аналогии с эпиграфом к 4-й главе «Евгения Онегина» «Нравственность в природе вещей». Она считает, что, как и нравственность, иерархичность естественна для человека. Однако для современности с давних пор нет понятий более неприятных, чем порядок и иерархичность. В современном мире каждый хочет быть наверху вертикали. Вопрос упирается не только в самомнение, но и в природу человека: в иерархии человек часть, а человек видит себя целым, хочет быть всем. Поэтому общественная иерархия — всегда очень конфликтная ситуация. Но говорить о равенстве и ненужности иерархии легко, когда нет никакого дела и никакой цели. А как только они возникают, совершенно естественно возникает и иерархия: кто-то больше умеет, кто-то быстрее думает — так иерархия и складывается.
Конференция продлится три дня, ожидаются доклады свящ. Георгия Завершинского, социолога Алексея Левинсона, религиоведа Алексея Журавского, искусствоведа Александра Копировского и др.