«Собранность народа во Христе — это благодать» : слово о. Георгия Кочеткова

  • 27 октября 2010 в 17:13:38
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 638
  • 0
 

Слово о. Георгия Кочеткова после вечерни 23 октября 2010 г.

Дорогие братья и сёстры!

Интересно заметить, что именно сегодня, когда вместе с воскресным днём мы празднуем ещё и память святых отцов седьмого Вселенского собора, именно в этот день церковных собраний, собирания церкви, мы здесь тоже собрались двумя братствами, чтобы таким же образом иметь возможность вместить и затем так же выразить истину Христовой жизни, как это делали святые отцы древних церковных соборов. Собирание Церкви — вещь великая! Христос не просто так говорит: «Кто не собирает со Мной, тот расточает».

К сожалению, христиане очень часто забывали эти слова Своего Господа, не делали из них ровным счётом никаких выводов. Слишком часто они боялись трудностей этого собирания, потому что для того, чтобы собрать людей, надо от себя что-то оторвать, надо чем-то своим пожертвовать. Более того, нередко бывает, что жертвовать надо самим собой и всем своим, на что, увы, у многих христиан духу не хватало и до сих пор не хватает. Не потому, что вообще не хочется, чтобы все были собраны так, как этого хотел Господь, — чтобы собрать детей Божьих подобно птице, собирающей птенцов своих под крылья. Нет, обычно люди хотят такой собранности. Нельзя сказать, чтобы христиане не восхотели такой жизни, такой собранности во Христе. И, тем не менее, часто они же расточают, а не собирают со Христом.

Не случайно времена собирания церкви, пусть даже частичного, как на Вселенских соборах, давно прошли. Вселенские соборы завершили своё существование на Востоке, в Восточной церкви, ещё в VIII веке. Если и будут возможны в дальнейшем какие-то формы собирания церкви, то они будут уже другими. Сейчас никак нельзя собрать Вселенский собор в том смысле, в каком эти соборы существовали в истории с IV по VIII век, т.е. в довольно короткое историческое время. Вы знаете почему? — Вселенский собор нельзя собрать как по внешним, так и по внутренним причинам. По внешним причинам потому, что собирать такой собор обязательно должен был «епископ от внешних», т.е. император всей христианской экумены, какового теперь нет и не будет. А по внутренним причинам потому, что нет резона и воли Божьей собирать Церковь так, как она собиралась тогда, во времена христианской империи, когда церковь была, с одной стороны, строго иерархической, епископской и государственной, а с другой — она имела в себе определённые внутренние противовесы этой практике в лице монахов, старцев и других святых мирян.

В наше время Церковь собирается иначе. Почему мы с вами вдруг вспомнили про братство и общины? — Потому что это изначальная полноценная форма собирания со Христом и во Христе, это единственный путь к тому, чтобы церковь не расточалась. И в наше время нет других путей!

Да, формы общинно-братской жизни могут быть разнообразными, это верно. Не обязательно везде и всюду иметь одни и те же порядки, одни и те же формы этого собирания. Мы с вами это прекрасно понимаем. Но суть этого собирания всегда одна: это всегда будет собирание в общину и это всегда будет собирание в братство.

Община нужна потому, что это духовная семья, подобная семье Христовой. Не Святому Семейству, где Христос жил тогда, когда был маленьким, а семье Христовой, которой были, стали для Него — хотя, видимо, не сразу — Его же ученики и апостолы. А в братство Церковь собирается потому, что Господь не впустую сказал: «Вы все друг другу братья, ибо один у вас Отец, Который на Небесах».

Пока христиане не вспомнят, что у них у всех один Отец, пока они сами не смогут жить в братстве и семье Христовой, т.е. пока не осуществится в жизни христианина общинно-братское начало, до тех пор христианин останется в одиночестве. Конечно, в связи с этим я не могу здесь не вспомнить древнее латинское присловие, которое вам хорошо известно: «Unus christianus — nullus christianus», т.е. один христианин — не христианин.

Сейчас еще из-за ложно понятой аскезы многие христиане, увы, ставят под сомнение саму необходимость, и даже возможность, и какую бы то ни было оправданность в Церкви общей жизни во Христе, где не пропадает личность, но где осуществляется и соборность. Ложно понятая иерархичность церкви также мешает собирать со Христом и во Христе Народ Божий, ради которого Христос был распят, ради которого Он умер и воскрес.

Конечно, Христос собирал Свой народ, как птица собирает птенцов своих под крылья. Но Он хотел через это оживотворить и весь мир, потому что мир животворится только той любовью, которая может преемственно существовать лишь в Народе Христовом, в Народе Божьем. Собранность Народа во Христе — это благодать! Нельзя сказать, что один христианин к ней призван, а другой нет. Все христиане призваны к этой благодати. Для нас великое счастье, что у нас есть возможность приглашать людей и с открытым сердцем, с полной верой говорить им: «Придите — и посмотрите! Приходите в нашу духовную семью, приходите в наше братство!» Альтернатив этому пока нет. Хотелось бы, чтобы они были, как это бывало в древней церкви. Но пока их нет, во всяком случае, на нашей земле. Однако будем надеяться, что когда-нибудь где-нибудь они будут. Ведь если есть одно семечко, одно зёрнышко, то оно принесёт плод, и в своё время появятся и другие формы жизни общины и братства. А пока, слава Богу, есть одна. Пусть хоть одна, но есть. А ведь ещё не так давно не было нигде ничего.

В России эта жизнь начала вызревать, как мы с вами уже знаем, ещё с конца XIX века. Россия особенно нуждалась в этой жизни, больше, чем другие христианские народы, где всё-таки какие-то подобия этой жизни издревле существовали. Однако перипетии XX века прервали эту традицию почти сразу, и долгие десятилетия она не существовала нигде. И вот она теперь возродилась вновь, правда, в какой-то новой форме. Теперь снова появилась для нас возможность собирать Народ Божий со Христом и во Христе, по дару Святого Духа!

Давайте же помнить о том, что это дар Божий, давайте помнить о том, что это святыня, за сохранение которой мы несём личную ответственность. Мы не можем её переложить ни на кого: ни на иерархов, ни на старцев, — ни на кого. Потому что в братстве и в общине Христовой все несут личную ответственность за свою христианскую жизнь. Это не иерархическое явление, мы не можем притвориться, что мы должны быть лишь ведомыми теми, кто в церкви первенствует.

В этом году всё наше Преображенское братство размышляло на тему о старшинстве, иерархичности и иерархии в церкви. И продолжает размышлять. Мы понимаем, что старшинство, которое всегда существует там, где есть хотя бы двое или трое собранных во имя Христово людей, помогает, а не мешает осуществляться Христовой жизни. И в общине всегда есть старший, а без него общины нет. По нашей традиции, в общине старший избирается единогласно каждый год, и очень важно всегда подтверждать этот соборный принцип. В братстве тоже всегда есть свой старший. И, как правило, тот, кто возглавляет одну из общин, председательствует и в братстве.

Для нас с вами очень важно и сохранять, и раскрывать принцип церковной соборности, ныне почти полностью забытый в церкви. Как не пожалеть тех верующих, которые ничего о нём не ведают? Ведь без соборности нет личностности, а без того и другого, скажем прямо, нет и полноты христианской веры и жизни, даже если есть вся неповрежденная, истинная вера в Бога. А почему? — Потому что само христианство есть вера и в Бога, и в человека. А без соборности и личностности верить в человека никак невозможно. Верить в человека может лишь тот, у кого у самого есть избыток сердца. И от этого избытка сердца в любви и уста говорят, и жизнь проживается соборно, вместе с другими.

Будем же, дорогие братья и сёстры, помнить об этих великих вещах. Будем стараться воплощать в своей жизни принцип соборности и, значит, церковности. Церковь свершается там, где друг «другу в глаза мы глядим» (Вячеслав Иванов). Те люди, которые жаждут подлинного общения лицом к лицу, не потеряют благодати, что бы ни происходило в их жизни. Жизнь наша — нередко вещь жестокая, слишком жестокая. Надеяться, что не будет в ней несчастья, горя, искушений, соблазнов, пороков, нельзя. Дай Бог, чтобы они нас с вами не зацепили, но страдать от них мы всё равно будем. Поэтому нам так важно не терять благодать и всегда знать, где Церковь есть и где Церкви нет. Мы напрягаем все свои силы для этого познания и для сохранения той великой тайны Церкви, которая открывается только там, где присутствует Сам Христос. А Он присутствует там, где хотя бы двое или трое собраны во имя Его в одну единую духовную семью и в одно братство.

Даже не верится, дорогие братья и сёстры, что наступает время, и настало уже, когда вновь, как когда-то, очень давно, мы можем отождествить понятие Церкви с любовью, с общиной и с братством. Пусть же в нашей жизни это будет всегда, несмотря ни на какие искушения и соблазны, несмотря на все бесчисленные наши грехи и немощи, несмотря на наши болезни и смерть по плоти. Давайте же, дорогие братья и сёстры, помнить, к чему мы призваны в нашей жизни! Давайте помнить о том, что нам явил на земле Господь как лучший путь к Царству Небесному!

Аминь.

Информационная служба Преображенского братства

-->

Powered by module Blog | Reviews | Gallery | FAQ ver.: 5.10.0 (Professional) (opencartadmin.com)