29 октября у Соловецкого камня прошла акция «Возвращение имен»: в течение 12 часов зачитывались имена тех, кто был расстрелян в годы сталинского террора в Москве.
Двадцать лет назад в Москве в сквере у Политехнического музея появился гранитный валун, специально доставленный в Москву из Соловецкого лагеря особого назначения. Он стал памятником миллионам жертв политических репрессий. 30 октября 1990 года камень был установлен на Лубянской площади в память о жертвах ГУЛАГа.
Уже несколько лет подряд по инициативе общества «Мемориал» накануне или в сам День памяти жертв политических репрессий у Соловецкого камня проводится акция «Возвращение имен». Ее участники, сменяя друг друга, с десяти утра до десяти вечера читают имена репрессированных. Листы с именами и фамилиями и фонарики со свечами активисты общества «Мемориал» раздают на месте, и участвовать в акции может любой желающий.
Весь день люди с горящими свечами подходили к микрофону, внимательно читали имена и даты, и часто в конце добавляли имена своих репрессированных родственников, погибших в застенках тюрем и лагерей: «Мой дед… расстрелян в 1937 году…», «мой отец… арестован… расстрелян…», «мой прадед… погиб в лагере…». Это поименное воспоминание придавало акции особый, личный характер. У памятника было немного людей, несколько десятков, но они шли весь день, сменяя друг друга, несмотря на снег и дождь. Среди участников акции оказалось много молодых людей. Юноши и девушки с интересом смотрели фотографии на стендах, читали имена, или просто стояли, смотрели и слушали. Было заметно, что они пришли сами, по зову сердца, что их никто не организовывал, не призывал.
Через такое усилие воспоминания в нашем народе оживает и сохраняется память о трагической истории ХХ века, из жизни уходит грех беспамятства, ведь трагические события ХХ века затронули почти половину населения СССР, и точная цифра репрессированных до сих пор не известна.
В прошлом году президент РФ Дмитрий Медведев однозначно осудил сталинские репрессии, заявив, что память об этой национальной трагедии священна, как и память о победах страны. «Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни. И репрессиям нет оправданий», — заявил он в своем видеоблоге год назад. В годы сталинского террора погибли миллионы граждан страны и, как отметил президент, «до сих пор можно слышать, что эти многочисленные жертвы были оправданы некими высшими государственными целями», и потому «важно не допустить под видом восстановления исторической справедливости оправдания тех, кто уничтожал свой народ».