Четырнадцать молитв

  • 01 ноября 2010 в 21:06:18
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 917
  • 0
 
В Центральном доме художника в День памяти жертв политических репрессий Елена Камбурова исполнила «Реквием» Анны Ахматовой

«74-й год был самым обычным годом. Что о нем можно вспомнить? Ходили на работу, думали, где достать колбасу. В то время еще судили за тунеядство, судили поэтов, художников. Женщину могли осудить на два года за то, что она вырастила детей, жила на зарплату мужа и не работала. Какие-то люди собирались на кухнях, говорили. Обыкновенное время, казалось, что политических репрессий уже нет», — так начала свое выступление Галина Салова — жена известного, ныне ушедшего правозащитника Кронида Любарского.
Не случайно рассказ именно Галины Ильиничны стал первым на вечере, организованном при участии Свято-Филаретовского института и Преображенского братства . Мало кто знает, что день политзаключенного, который сейчас называется днем памяти, родился из протеста заключенных 19-го мордовского лагпункта против «условий содержания политических заключенных в советских лагерях». Автором идеи создания такого объединяющего дня стал знаменитый астрофизик и диссидент Кронид Аркадьевич Любарский. Галина Ильинична очень просто рассказала, как впервые к ним пришли домой с обыском — как много часов подряд бесцеремонно перерывали шкафы с книгами, выуживая Гроссмана, Ахматову, Солженицына, журналы и отдельные статьи. Рассказывала, как ученый, который занимался расчетами посадки кораблей на Марс, в одночасье оказался врагом народа, и как в одно мгновение отрезанной от мира «живых» людей оказалась вся его семья — переставали здороваться знакомые, отказались родные и друзья, ограждая себя безопасной пустотой. За «антисоветскую деятельность» Кронид Любарский получил пять лет строго режима.

«Одиночество — это то, к чему я должна была привыкать в новой жизни, — вспоминала Галина Салова.  — Один из зэков сказал, что наша жизнь тяжела — баланда, решетки, но у женщин  — она вдвойне тяжелее. Так оно и было. Я "выла" по Ахматовой пять лет  — бесконечные выматывающие очереди, сбор посылок, трудные дни в дороге, сначала в Мордовские, потом в Пермские лагеря. И все это выносили женщины — жены, матери, сестры. Поэтому для меня "Реквием" Анны Ахматовой — это гимн женщинам, их стойкости, мужеству и верности».

Ректор Свято-Филаретовского института профессор-священник Георгий Кочетков напомнил, что «реквием» переводится с латыни как «вечная память» и обратил внимание на то, что в советское время пострадали миллионы политзаключенных, которые оказывались в лагерях за убеждения и нежелание мириться с лживой действительностью, но были миллионы тех, кто вообще не понимал, за что они страдали. В истории известны случаи, когда «тройки» уничтожали целые села в пятьсот дворов просто потому, что кто-то написал, что там «одни кулаки живут». «Наш народ пострадал весь. И продолжает страдать, — сказал отец Георгий. — Не откликнуться на эту боль может только ангажированный или совсем бессовестный человек. Каждый убиенный достоин памяти, и без осознания этого, без покаяния не будет у нас этого покоя, внутреннего мира».

Главным событием вечера стал «Реквием» Анны Ахматовой в исполнении народной артистки России Елены Камбуровой. Музыку написал композитор и теоретик музыки, лауреат Государственной премии Владимир Дашкевич, который тоже оказался в зале. У самой Елены Антоновны многие из родственников были репрессированы и расстреляны. После первых выступлений Ахматова зазвучала еще более глубоко и трагично: «И упало каменное слово на мою еще живую грудь. Ничего, ведь я была готова, справлюсь с этим как-нибудь. У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела, надо снова научиться жить», 1939-й год.

Спустя более чем семьдесят лет, эти слова в сочетании с удивительной искренностью исполнения Елены Камбуровой звучали по-новому для каждого. Елена Ильинична Салова-Любарская просила помнить, что история, дурная история не всегда остается в прошлом, что политзаключенные есть и сегодня, и они нуждаются в нашем внимании и помощи. Однажды Анна Андреевна Ахматова обмолвилась, что «Реквием» — это «четырнадцать молитв». И этот вечер стал пространством общения и молитвы, и, значит, пространством надежды.

Елена Кудрявцева

Информационная служба Преображенского братства  (по материалам новостей СФИ)

СПРАВКА: Кронид Любарский по специальности был астрофизиком, окончил отделение астрономии Мехмата МГУ. С середины 60-х годов участвовал в правозащитном движении. В январе 1972-го арестован по делу «Хроники текущих событий», осужден на пять лет строгого режима. Находясь в лагере, выдвинул идею организации единого Дня сопротивления политзаключенных, того самого, который теперь отмечается в России как официальный День памяти жертв политических репрессий.

После освобождения в 1977 году Кронид Любарский становится одним из распорядителей основанного Александром Солженицыным Фонда помощи политзаключенным, входит в советскую группу «Международной амнистии». Против него вновь возбуждаются уголовные дела. В октябре Любарский под давлением властей покидает Советский Союз. В эмиграции он издает информационный бюллетень «Вести из СССР», ежегодные «Списки политзаключенных», затем — публицистический журнал «Страна и мир».
Четырнадцать молитв

Powered by module Blog | Reviews | Gallery | FAQ ver.: 5.10.0 (Professional) (opencartadmin.com)