30 октября 2010 года в День памяти жертв политических репрессий в Екатеринбурге в библиотеке им. Герцена состоялась встреча «Победители, а не жертвы», организованная Свято-Екатерининским братством (Преображенское содружество малых православных братств).
«30 октября — это дата, которая означена в календаре как День памяти жертв политических репрессий. Так наша страна пытается хранить память о миллионах наших соотечественников, которые были уничтожены или подвергнуты преследованиям в советские годы. Сегодня иное время, по крайней мере, мы можем открыто вспоминать эти чудовищные страницы нашей истории. Статистика человеческих, культурных, экономических потерь нашей страны за годы советской власти жуткая. За цифрами стоят живые судьбы людей. И судьбы разные. Были невинные жертвы, которые просто попали силою случая в жернова этой машины уничтожения. Но были и те, кто сознательно боролся с советским режимом. Мы отдаем дань памяти и скорби тем, кто пострадал, но и должны особенную дань уважения отдать тем, кто противостоял этому человеконенавистническому режиму», — такими словами открыл встречу ее ведущий Владимир Иванов из Свято-Екатерининского малого православного братства.
Особенностью встречи было то, что организаторы предложили присутствующим познакомиться со свидетельствами простых людей, своих земляков уральцев, нашедших в годы гонений основания и силы жить по совести. Голоса этих людей прозвучали в документальном фильме «Победители, а не жертвы», снятом специально к 30 октября силами малого братства.
Среди почетных гостей встречи был один из героев фильма, узник лагеря для политических заключенных «Пермь-36» Виктор Пестов. «Мне всегда трудно начинать такой разговор. Однажды, когда я выступал на телевидении, воспоминания захватили меня так, что трудно было сдержать слезы. Тогда я начал вспоминать что-то веселое, отлегло, и с тех пор чаще выбираю шутливый тон, вспоминая те годы… Но недавно в музее «Пермь-36», в Ночь музеев, куда меня пригласили в качестве «живого экспоната», я говорил с молодыми людьми о том, что я думаю о том времени и о сегодняшнем, и был поражен, когда они мне сказали: “Мы думаем и чувствуем так же”. Значит, это наше слово слышно и нужно. В этом я вижу надежду».
О необходимости такого свидетельства ради передачи бесценного опыта жизни по совести в труднейших условиях советских репрессий говорила в своем выступлении член Свято-Екатерининского братства Евгения Парфенова: «Увиденное и услышанное в фильме о судьбах Пестова, матушки Веры Калюжиной и сотрудницы Челябинского архива Тамары Коровиной для меня встали в один ряд с многочисленными свидетельствами о тех годах верующих людей, попавших в тюрьмы, лагеря и ссылки. Особенно ярко в памяти встают воспоминания Сергея Фуделя , из которых становится очевидным, что его духовная жизнь под невероятным гнетом внешних обстоятельств не то, что не иссякала, а в полном смысле слова расцветала. Это было для многих время обретения близких личных отношений с Господом и людьми. Многочисленные встречи, молитва, в том числе и совместная, верующих разных конфессий, общение в тюрьмах и на пересылках, удивительные лектории, которые своими силами устраивали заключенные академики, богословы и даже марксисты, оказавшиеся рядом на тех же нарах. Сейчас нужно стяжать новое качество памяти, чтобы не просто содрогаться внутренне, читая об ужасах того времени, не просто узнавать поименно пострадавших людей, но и поступать по вере – не поддаваться давлению мира, побеждать его жаждой общения и верностью Господу и самому себе, не раздваиваясь, а ища пути обретения подлинной радости и глубины в своей жизни».
Об утраченном человеческом достоинстве и попытке его восстановления говорила еще одна из присутствующих членов братства Елена Каштанова: «Мне подумалось о том, что тема потери человеческого достоинства актуальна не только для тех, кто невинно попадал в лагеря и тюрьмы в те годы, но и для тех, кто их туда сажал, кто их там охранял. Когда человек попирает достоинство другого человека, он сам свое достоинство теряет тоже. Такое чувство, что наша страна в те годы вообще была разделена на тех, кто «сидел», и на тех, кто охранял. А значит, это наша общая болезнь — утрата человеческого достоинства. Помните, Моисей водил народ по пустыне сорок лет, чтобы выродилось в людях чувство рабства? Кажется, нам сейчас тоже предстоят долгие годы серьезной работы, покаяния, изменения, исцеления, прежде, чем это достоинство начнет понемногу восстанавливаться в наших детях и даже детях детей. Наша страна сегодня не имеет своего лица, она выжжена и покалечена годами террора. Что делать нам, живущим сегодня на этой земле? Помнить? Да. Узнавать, искать правду? Да. Но этого мало. Необходимо в себе и своих детях начинать это достоинство с Божьей помощью возрождать».
Дмитрий Каштанов продолжил эту мысль, сказав, что возрождение собственного достоинства возможно через возрождение человеческого достоинства ближнего, того, кто рядом, веря в него, надеясь, доверяя, помогая.
В процессе разговора было отмечено много нюансов, затрагивающих качество нашей памяти.
«Слово “жертва”, содержащееся в названии Дня, который мы отмечаем, носит смысл “пострадавшие, проигравшие”, — сказала одна из авторов фильма Оксана Иванова, — но если обратиться к христианскому пониманию жертвы, — это то, что способствует умножению жизни. Нам нужно учиться у свидетелей правды XX века: мы не можем ради сохранения комфорта внешнего или даже только внутреннего поступаться совестью. Всякое разделение: национальное, конфессиональное и любое другое должно преодолеваться перед лицом наступающего зла».
«Судьбы выдающихся людей, таких как Солженицын или Керсновская , кажутся далекими ввиду масштаба этих личностей и не вызывают желания соотнести свою жизнь с их необычной жизнью-подвигом. Поэтому сегодняшний разговор о наших земляках, надеемся, будет способствовать большему проникновению в дух и опыт исповедников веры XX века», — подвел итог встречи ее ведущий.
Один из случайных гостей, зашедший на встречу из читального зала библиотеки, сказал, что «прозвучавшее здесь не может пропасть, и обязательно будет действовать, и возможно уже сейчас здесь действует».