«Встреча с Христом на Комсомольской улице»
Евгения Парфенова (Екатеринбург), экономист, маркетолог
В первый раз Содружество целиком я увидела на Соборе в августе 2001 года. Это было сразу после оглашения и многое меня смутило тогда, потому что я просто не понимала языка, на котором говорили.
Помню, что тогда выступал С.С. Аверинцев и я, по своей тогдашней разрушенности, его тоже не поняла. Передо мной был какой-то неуклюжий беззащитный человек, большой ребенок, но с другой стороны, удивительно притягательный и родной.
Тогда я еще не могла себе представить, какую жизнь откроет мне Господь через Содружество. По образованию я экономист, в то время работала исполнительным директором в одной фирме. К Богу я пришла в 30 лет. Наверное, настал какой-то возрастной кризис, я по-человечески себя исчерпала почти до нуля, никакой энергии не осталось, чтобы жить. И при всем внешнем благополучии — множестве друзей, хорошей зарплате, я почувствовала, что у меня иссякли силы.
Я как бы потеряла свое лицо — не могла понять, кто я на самом деле. Как-то, стоя у зеркала и собираясь на работу, я даже подумала, какую из масок сегодня на себя одеть?
Верующей я тогда не была, но была крещена после невероятных обстоятельств своей жизни. Крестилась, не имея никакого представления о Боге, просто в знак благодарности человеку, который меня тогда спас и понимая, что Кто-то мою жизнь сохранил.
На оглашение меня пригласила семья моих верующих друзей, с которыми вместе учились, а на тот момент еще и вместе работали.
На работе мне подарили тогда молитву оптинских старцев, и я читала ее перед выходом из дома — на всякий случай. Не все в ней понимала, особенно мне бесполезными казались слова «научи меня молиться», казалось, что современного человека это не касается.
В тот момент, когда я поняла, что потеряла все, когда еще и кризис в стране был, я вспомнила про Евангелие. К тому времени я читала его, но оно мне не открывалось. И я помню эпизод, когда я, сидя за рабочим столом, открыла Евангелие, начала читать и просто ощутила живое присутствие Бога. Я позвонила своему верующему другу Володе и сказала, что у меня много вопросов. Понимая тогда, что если я не найду на них ответа, то непонятно, как дальше жить. Я пришла, он со мной до трех ночи разговаривал. До этого меня несколько раз звали на огласительные встречи, но у меня всегда были какие-то дела. А теперь я сама ждала, когда начнутся открытые встречи. И буквально в эти дни у меня был день рождения, мне предстояло пригласить много гостей, принимать их и выглядеть состоявшимся человеком, а у меня не было ни денег, ни желания. Я шла домой, все это как-то переосмысливала, не находя внутри себя никаких сил для встречи с друзьями.
И вдруг почувствовала, что кто-то идет рядом и говорит: «Ну, все, хватит этих тяжелых дум, вот тебе Моя рука, теперь Я тебя поведу». И даже точно помню это место около работы — на улице Комсомольской.
Потом, когда я уже стала ходить на огласительные встречи, в моей жизни очень многое стало меняться. С детства я очень боялась смерти, боялась пустоты, темноты, и вдруг я поняла, что этой пустоты нет. И для меня это одно из самых сильных откровений, что есть воскресение, есть жизнь вечная, и этой надеждой я живу. Это потом мне очень помогло и в отношении к тяжелой болезни, которая случилась со мной, когда я внутренне готовилась к встрече с Богом. Второе переосмысление своей жизни было связано с разочарованием моей юношеской жизни, с поруганной любовью, которая меня мучила все время. И здесь я поняла, что для того, чтобы тебя любили — руку Христа отпускать нельзя. Пока ты с Ним, ты и сам можешь делиться любовью, которой Он тебя наполняет, и любовь другого человека можешь принять.
И для того, чтобы жить дальше, мне больше ничего не нужно было. Только эти две вещи, что рядом Христос, любящий меня всегда, и что смерти нет. Присутствие живого Бога остается для меня главной радостью жизни.
После того как у меня произошла встреча с Христом, я, конечно, не предполагала, что должна еще произойти встреча с тысячей братьев и сестер. Во время оглашения мы приехали в Москву. Не могу сказать, что я сильно радовалась встрече с братьями и сестрами. Больше воспринимала это общение по послушанию, понимая, что это Он меня сюда привел, и я должна здесь быть. А через некоторое время сама почувствовала огромную радость от общения, поняв его драгоценность, и эта среда стала для меня родной.
Войти в Содружество, в наше общее братство, помогли и наши паломничества, и учеба в институте. Поначалу я не воспринимала это как дар, это было естественно, я понимала лишь то, что это то место, где Господь меня наполняет благодатью. Ко мне с вопросами подходили коллеги на работе, видя, что я возвращаюсь какой-то другой.
Жизнь в Боге, жизнь в христианском общении с братьями и сестрами очень меняет человека. Иногда это касается внешних вещей, например, я уже не могла пойти работать экономистом в казино, куда меня звали. Поменялось отношение к воскресным дням, к друзьям, с которыми я перестала разделять какие-то вещи.
Это было очень трудно, в нашей жизни бывает много порочного и недостойного, которое ты разделяешь с кем-то, и бывает очень болезненно отказаться от этого, не отказавшись от человека. Во многом мне помогло то, что я жила с некоторыми из своих братьев и сестер в одном подъезде. Мне было неудобно в воскресенье идти не в храм, а куда-то на природу поехать или в другое место. Для меня перестали иметь такое значение карьера, деньги и я почувствовала себя самой собой, мне стало легко жить, потому что теперь не надо никаких масок. Поменялось отношение к смерти, к болезни. Я — счастливый человек. Встретить Бога и быть несчастным человеком невозможно.
Через несколько лет жизни в Содружестве я поняла, что хочу и, главное, могу что-то делать для Бога и для церкви, что мое жизненное призвание не экономистом стать, не хорошей женой, хотя христианский брак, как и жизнь в общине и братстве, — это тоже одна из радостных страниц моей жизни.
Еще сразу после воцерковления, прочитав книгу о. Сергия (Савельева) , я поняла, как важно сохранять для последующих поколений живое свидетельство о христианском пути. Оно может открывать опыт ошибок, удач, личных переживаний и вдохновения от жизни со Христом. В начале я писала для себя, а потом поняла, что можно вести хроники нашей общинной и братской жизни. Для многих это оказалось востребовано. Мы практически восстановили архив братства за многие годы, сейчас пишем книгу о его истории. Важно сохранить это живое предание, поэтому уже сейчас я внимательно присматриваюсь к малышам в нашей общине – кому все это передать, ведь еще с оглашения записываем почти все встречи. Иногда эти записи перечитываем общиной и дружно удивляемся – неужели это с нами было.
Хочется выразить огромную благодарность о. Георгию — нашему духовному попечителю за то дерзновение и одновременно — смирение, к которому он нас призывает, чтобы жить в полноте смысла и духа, приобщаясь к глубинам церковного предания и самим входя в него.
Жизнь открылась так, как невозможно было даже подумать. Я даже в мыслях себе не могла представить, что настолько по-новому будет открываться мир и глубины духа во мне самой и в братьях и сестрах, с которыми разделяем жизнь во Христе. Это как жить в двухмерном пространстве и вдруг открыть, что оно даже не четырехмерное.
Живя братской жизнью и учась в институте, мы действительно приобщаемся к экзистенциальным вещам, которые касаются самых основ жизни церкви и мира, а значит и моей. Но самое важное, что мы приобщаемся жизни с Богом, учимся этой жизни. Господь открывает через Содружество жизнь иную – трудную, но настоящую, которая возрождает человека и делает его по-настоящему счастливым.