14 апреля в рамках подготовки к конференции СФИ «Образование в XXI: стратегии и приоритеты» состоялся семинар кафедры Миссиологии, катехетики и гомилетики.
Вёл семинар преподаватель кафедры МКГ, к.пед.н., магистр богословия А.М. Копировский. В семинаре приняли участие преподаватели кафедры и студенты магистратуры СФИ. В задачу семинара входило рассмотреть некоторые особенности современной православной проповеди, её связь с формой и содержанием образования, на примере книг, статей и проповедей акад. С.С. Аверинцева, выдающегося современного учёного и мыслителя.
В ходе семинара были сделаны два доклада. Студентка магистратуры Марина Наумова представила доклад о канонических основаниях проповеди мирян в храме, сделав краткий исторический обзор эволюции канонической нормы по данному вопросу. Она убедительно показала, что в древней церкви миряне допускались к проповеди, более того, это считалось нормальным явлением (об этом говорит Священное писание Нового Завета и Правила святых Апостолов).
В VII веке на Трулльском соборе было принято 64-е правило, по которому миряне перестали допускаться к проповеди в собрании под страхом отлучения от церкви на 40 дней. Только в XX веке ситуация начинает меняться. Собор 1917-1918 гг. ввёл каноническую норму, позволяющую мирянам проповедовать. Определение собора о праве церковного учительства называет привлечение благочестивых мирян к проповеди «весьма желательным».
Главной темой доклада преподавателя МКГ С.И. Зайденберга был вопрос о соотношении знания и откровения в проповеди, возможно ли научить проповедовать так, чтобы откровение было ощутимым? Докладчик считает, что невозможно научить проповеди в процессе аудиторного обучения, т.к. качество проповеди зависит от того, насколько человек способен видеть жизнь сквозь призму Евангелия. А это определяется глубиной церковной жизни. Однако настоящей проповеди нужно учиться. Свидетельством этому может быть С.С. Аверинцев. По тому, как с течением времени менялись проповеди Сергея Сергеевича, можно увидеть, что он был хорошим учеником в этой сфере.
При обсуждении вопроса о соотношении откровения и знания в проповеди было отмечено, что в своих проповедях С.С. Аверинцев редко говорил то, что до этого не высказывал в научных трудах. Для него, как для человека, стремившегося к подлинности и в науке и в жизни, чрезвычайно важно было вернуть слово в церковный контекст. Он всегда сохранял канонически традиционную форму проповеди, но при этом включал в неё весь доступный ему научный и церковный материал, стремясь к тому, чтобы его слово было понятно каждому слушающему. Он обладал внутренней свободой, которая позволяла ему не быть рабом формы. Слово его всегда звучало весомо и личностно. Благодаря этому проповедь С.С. Аверинцева приобретала черты пророчества.
В заключение дискуссии, при обсуждении вопроса о том, можно ли научить различению подлинного и неподлинного в проповеди, А.М. Копировский процитировал название одной из книг С.С. Аверинцева - «Не утратить вкуса к подлинности», сделав акцент на том, что подлинность, как и всякий подлинный дар, прежде всего, нужно не утратить, т.е. суметь раскрыть в себе то, что уже дано человеку Богом.
На семинаре был также поставлен вопрос о необходимости целостного знания для новой парадигмы образования. Было отмечено, что целостность должна достигаться не объёмом излагаемых знаний, а синтезом, который невозможен без прозрения, без дара пророчества.