14 ноября в Воронеже в Доме молодежи в рамках международной конференции «Старшинство и иерархичность в церкви и обществе», проводимой Преображенским содружеством малых православных братств , прошла конференция «Проблема старшинства в общественных и церковных отношениях. История и современность» (в 2009 году воронежское братство проводило конференцию «Общественные организации и церковные общины. История и современность»).
Проблему старшинства и иерархичности задал вводный доклад С. Корденко, председателя братства во имя свт. Тихона Задонского. Прозвучали слова о старшинстве в апостольской общине Христа, о развитии отношений между людьми в церкви, о подмене старшинства иерархичностью после признания христианства императором Константином.
Доклад А. Скидана, сотрудника этнографического музея (Гомель), был посвящен опыту братского движения в Речи Посполитой: на территории современных Беларуси, Украины и Литвы церковно-корпоративные союзы в конце XVI века играли решающую роль в церковной жизни. По словам выступавшего, братства были инициативными и активными. В братской среде того времени имела место практика совместного чтения и толкования Священного писания и святоотеческой литературы. Братства явились средой, способствовавшей сохранению православной церкви в Речи Посполитой, когда под угрозой было само существование ортодоксальной иерархии в Киевской митрополии. Роль духовных авторитетов играли братские деятели: писатели-полемисты, школьные учителя, книгоиздатели, православные магнаты.
В другом историческом докладе член Преображенского братства И. Ткаченко рассказывала об опыте старшинства в братстве Н.Н. Неплюева (начало XX в.), его деятельности и укладе жизни. Братского священника выбирала братская дума, а уже утверждал покровитель Братства — епископ Черниговский и Нежинский. Разделение на категории членства определялось мерой взятой на себя ответственности за жизнь в Братстве. Полноправные братья были хозяевами всего братского имущества, они принимали участие в выборах и устанавливали уклад жизни общины. Приемные братья на равных пользовались доходами Братства, но не участвовали в выборах. При решении важнейших вопросов жизни коллектива они имели право совещательного голоса. Полноправные составляли думу — высший орган управления Братством. Председателем думы был Н.Н.Неплюев, он являлся блюстителем Братства. Целью Братства было «осуществление христианской правды в жизни, а средством для достижения этой цели — стройная организация жизни, отношений и труда на основе любви и братолюбия».
Доклад дьяк. Павла был посвящен учению о старшинстве и иерархии в произведениях псевдо-Дионисия Ареопагита. В частности, были приведены оценки значения «Ареопагитик» в наследии современных богословов, прежде всего, священников Георгия Флоровского, Иоанна Мейендорфа и Александра Шмемана. Речь шла о старшинстве, изначально свойственном Церкви, которое определяется не столько положением в иерархии, сколько реальностью служения тем даром, который каждый получил от Бога. Философская картина «созерцания небесных иерархий» в трактатах псевдо-Дионисия может быть и заслуживает внимания, прежде всего, благодаря разработке теории символа, которая активно используется в христианском искусстве, но при описании самой сущности Церкви ее явно недостаточно. Тема старшинства здесь практически не выявлена, а иерархическая система выглядит слишком умозрительно.
М. Жеребятьев, религиовед и социолог, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, кандидат философских наук, в докладе «Традиции старшинства в постсоветском общественном дискурсе» отметил, что в позднесоветское время официальной жизни была присуща иерархичность, выраженная в традиционалистском ключе, что контрастировало с идеей советской власти, построенной на патетике революции. Во второй половине 70-х — начале 80-х годов можно наблюдать расцвет политического старчества с соответствующими эпитетами, которые в церковной традиции используются по отношению к старцам. В 90-е годы уже нет жесткой иерархии, в обществе происходит изменение ролей. Во времена постмодерна само понятие «старшинство» уже становится неясным. По мнению докладчика, Россия — страна с постмодернистскими общественными отношениями, мало отличающимися от западных. Если на Западе атомизация выражена на уровне деклараций, то в России атомизация достигла крайней степени. Точки общественной активности никогда не становятся серьезной альтернативой, не становятся центрами кристаллизации новых общественных отношений.
Старшинству в общественном секторе на примере современной истории был посвящен доклад В. Битюцкого, председателя общества «Мемориал», друга воронежского братства. Будучи свидетелем формирования организации «Мемориал», он поделился, как тот или иной человек может стать «символом группы лиц, объединенной по интересам», что люди могут ему в разной степени покоряться или сочувствовать. В процессе формирования организации для отстаивания определенных идей и взглядов возникает новое старшинство, появляется новый старший по отношению к старшему, явившемуся первоорганизатором общества. Важен именно этот генезис. Выступавший задался вопросом: как сохранить идеологическое старшинство при переходе к организационному вопросу?
На эти же темы рассуждала А. Объездчикова, заместитель председателя Межрегиональной правозащитной группы «Дом прав человека». Она отметила, что общественная организация — уникальное явление, поскольку ее представители не занимают исключительного места в социуме в традиционном его понимании. Эти люди считают себя ответственными за изменение общественной жизни, за влияние на нее. По мнению докладчика, сегодня понятие «лидерство» подменило понятие «старшинство» из-за своей более высокой конкурентности, что является определенной утратой. Первый уровень старшинства в общественных организациях можно назвать более механистическим, когда люди больше занимаются конкретным делом без глубинного осознания своей миссии и предназначения, создания сообщества вокруг себя. На определенном этапе своего существования общественная организация должна отрефлексировать — кто и почему в ней является старшим, как должно происходить ее развитие и есть ли доктрина этой организации.
Роль старшего в общественной организации, по ее мнению, — отвечать за «все» и заниматься «всем», и он не может являться таковым без постоянного роста и задавания темпа жизни всему сообществу. Старшему только функционировать недостаточно: «функционеры» быстро занимают маргинальное место в общественных организациях. Специфика работы старшего в общественной организации требует постоянной поддержки своих коллег, опеки молодых сотрудников.
Конференция собрала около 80 человек. В этом году наряду с братством во имя свт. Тихона Задонского организатором конференции выступил и Центр развития гражданских инициатив. По мнению гостей, конференция прошло очень динамично и насыщенно. В зале не было пассивных слушателей — каждый доклад активно обсуждался. Материалы конференции планируется издать в ближайшее время силами братства во имя свт. Тихона Задонского.