21 апреля исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося иконописца ХХ века Юлии Николаевны Рейтлингер (в иночестве - сестры Иоанны), ученицы и духовной дочери прот. Сергия Булгакова (1898 - 1988)
Почти половину жизни она провела в эмиграции (Чехословакия, Франция, Англия), в 1955 г. вернулась в СССР, где местом жительства ей определили Ташкент. Начав писать иконы в 1920-е гг., она поставила себе задачу следовать духовным и художественным устремлениям великих мастеров древности, но не копировать их работы, а продолжать древнюю традицию современными ей художественными средствами и современным познанием. В этом ее поддерживал о. Сергий Булгаков, книга которого «Икона и иконопочитание» (1931 г., Париж) родилась, во многом, в связи с обсуждением им темы современной иконописи с Ю.Н. Рейтлингер. В 1935 г. она, по примеру своей старшей подруги Е.Ю. Кузьминой-Караваевой - знаменитой матери Марии - принимает иноческий постриг, но остается в миру. Свою жизнь в монашестве она определяет парадоксально: «Монастырь? Нет. Мое послушание - свободное творчество».
Пройдя обучение у иконописцев старообрядческой традиции, она много лет посещает мастерскую известного французского художника Мориса Дени, стремившегося возродить средневековое западное искусство в новых формах. Среди написанных ею икон есть ориентированные на высокую средневековую традицию (и даже переводящие в нее образы с западноевропейскими влияниями - типа «Умиления», келейной иконы преп. Серафима Саровского), есть похожие на народные, почти лубочные иконы кон. XIX в., и есть иконы, исполненные мощно и многоцветно, как у лучших живописцев Европы Нового времени.
В 1931 - 33 она расписывает небольшой храм - бывший барак под Парижем, в Медоне, а в 1945 - 47 гг. - часовню в Лондоне, раскрывая свой дар монументалиста. В этих росписях с наибольшей полнотой выражено ее творческое кредо: «иконная живопись», явление духовной жизни через условные приемы (деформации), декоративность и экспрессию, с принципиальным отрицанием стилизации и эклектики.
По возвращении из-за границы она продолжает писать небольшие, по условиям жизненной ситуации, иконы, воплощая в них принцип, сформулированный о. Сергием Булгаковым: «Икона должна быть не пуста. В ней должен быть отразившийся луч Божества». Эти иконы сестра Иоанна затем пересылает или привозит в Москву и раздает знакомым.
В течение многих лет жизни она страдала глухотой, а в последние годы - прогрессирующей слепотой, до полной потери зрения. Ее опорой была лишь непрестанная молитва.
В 2000 г. выставка работ сестры Иоанны с большим успехом прошла в стенах Андроникова монастыря, в музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
В настоящее время значительная их часть показана в книге «Художественное наследие сестры Иоанны», напечатанной объединенными усилиями издательств «Русский путь» и YMCA - Press. В библиотеке-фонде «Русское зарубежье» (Н. Радищевская, 2) 16 мая откроется выставка фрагментов росписей из церкви св. Иоанна Воина в Медоне, сохраненных и реставрированных усилиями Н.А. Струве.
К 110-летию со дня рождения сестры Иоанны в Свято-Филаретовском институте прошла открытая лекция со слайдами о ее жизни и творчестве. На лекцию, которую читал профессор СФИ А.М. Копировский , собралось так много людей, что аудитория едва вместила всех желающих.
Завершая двухчасовую лекцию, А.М. Копировский сказал о том, что сестра Иоанна в своем творчестве соединила, казалось бы, несоединимое - верность древним мастерам и свободу творческого воплощения. И она, и о. Сергий Булгаков одинаково видели задачей современного иконописца нахождение современными средствами однажды найденное древним мастером.