Монахиня Мария (в миру Елизавета Юрьевна Скобцова, урожденная Пиленко, в первом замужестве — Кузьмина-Караваева) родилась 8 (21) декабря 1891 года в Риге. Первая женщина, окончившая Санкт-Петербургскую духовную академию (заочно). До революции была членом партии эсеров. В 1917 году — городской голова г. Анапы. Эмигрировала в 1921 году и поселилась в Париже. Приняла монашество в 1932 г. Мать Мария была избрана местным секретарем Русского студенческого христианского движения (РСХД) во Франции по работе во французской провинции, а затем (с 1933 года) секретарем Центрального секретариата РСХД по миссионерской и социальной работе. Позднее она основала благотворительную и культурно-просветительную организацию помощи русским эмигрантам «Православное дело», а также общежитие для обедневших русских эмигрантов на ул. Лурмель в Париже. В 1943 г. арестована фашистами за работу в Сопротивлении и укрывательство евреев. Погибла 30 (или 31) марта 1945 года в концентрационном лагере Равенсбрюк.
6 января 2004 года Священным Синодом Константинопольского патриархата монахиня Мария (Скобцова) причислена к лику святых.
Подробную информацию по теме можно посмотреть на странице Свято-Филаретовского института по ссылке:
http://www.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=851&art_id=6761&page=1
Также по теме приводится слово протоиерея Димитрия Карпенко: "Мария Парижская - неудобная святая",
опубликованное в интернет-СМИ "Православие и мир"
Образ матери Марии (Скобцовой) не укладывается в обычное представление о православном монашестве. Слишком сложна ее жизнь, слишком переполнена событиями, противоречиями, исканиями. Не так просто поместить все это в русло привычного житийного жанра. Впрочем, для многих сама мысль попытаться говорить о матери Марии как о православной русской святой граничит с кощунством, ведь не может быть святости там, где мы ее видеть не хотим.
Сама мать Мария скажет о себе:
Кто я, Господи? Лишь самозванка,
Расточающая благодать…
Такой «самозваной» святой она и останется то многих и многих чад нашей Церкви, не способных вместить…
И ведь действительно, о какой святости можно говорить, когда было два брака, революционное прошлое, курение, стихи, дети, неправильная юрисдикция, непонятное богословие, монашество ли? История Русской Церкви не изобилует примерами женской богословской мысли, и это еще одна черта, которую матери Марии простить никак невозможно.
А ведь ее поэзия, статьи, в том числе и на богословскую проблематику, являют собой особую сокровищницу русской мысли и русского слова. Но главное сокровище матери Марии – это ее вера, истинно евангельская вера, которая состояла, ни из одних лишь слов, но и дел. Евангельское милосердие и евангельское доброделание, которое не взирает на лица – вот главный вклад матери Марии в сокровищницу русского христианства.
Мать Мария понимала монашеское служение – как деятельную любовь к людям, которая состоит из дел милосердия, из конкретной помощи реальному человеку. Она совершенно искренне не могла понять о. архимандрита Киприана (Керна) – для чего нужно запираться в келье, когда столько страждущих на улицах, когда стольким людям необходима помощь ни когда-нибудь, а здесь и сейчас. И мать Мария понимала, что она не может не оказать этой помощи.
Служение людям – вот тот Крест, который она приняла в монашеском постриге. Он стал для нее путем юродства, безумия во Христе. Именно в этом она видела подлинный христианский путь пронизанный Евангелием.
Кто дает, тот приобретает, кто нищает, тот богатеет. Мы отдаем наши человеческие богатства и взамен их получаем величайшие Божественные дары. И отдающий свою человеческую душу взамен ее получает вечное блаженство, Божественный дар обладания Царствием Небесным.
Так напишет мать Мария в своей знаменитой статье «Типы религиозной жизни», статье, которая до сегодняшнего дня является соблазном и безумием «традиционного» православия. Но если православные христиане забывают, о чем было написано Евангелие, к какой реальности оно призывает, то только слово исполненное силой и верой может подвигнуть снова к тому, что к Евангелию нужно не только прикладываться за богослужением, им нужно жить, его нужно иметь в своем сердце, как единственный источник для всех наших мыслей и действий.
Готовы ли мы сегодня жить Евангелием? Есть ли в нас решимость к деланию? Способны ли мы служить не идеологии, а, как заповедано Христом, Богу и людям? Конечно, никаких человеческих сил для этого будет недостаточно. Но там, где наши силы заканчиваются, они восполняются божественной благодатью и помощью святых, которые уже прошли этим путем.
Русская Церковь пока не готова признать святость матери Марии (Скобцовой). Думаю, что мать Мария на нас за это не обижается, она все понимает и тихо улыбается нам своей открытой улыбкой и готова придти на помощь. Прямо сейчас…
Материалы из интернета о м. Марии (Скобцовой)
Мать Мария: Жизнь, Творчество, Судьба, Библиография. Страница Ксении Кривошеиной
Сайт Blessed mother Maria Skobtsova
о. Александр Мень "Мать Мария"
В продаже имеются следующие книги автора:
И книги об авторе:
{product_snapshot:id=211,true,true,true,left}