В праздник Светлого Христова Рождества после длительной катехизации при Преображенском братстве воцерковились 65 человек из разных городов России и ближнего зарубежья. Пятеро из них приняли Крещение, многие в этот день впервые участвовали в таинстве Евхаристии. К этому дню оглашаемые шли около полутора лет.
«По преданию, волхвы шли за звездой полтора года, — было сказано в праздничной проповеди. — Так и многие из нас, находящихся сегодня здесь, в храме, шли к этому дню, к Рождеству, примерно столько же. У волхвов, возможно, не было карты, они шли за звездой в доверии, что звезда их не подведет. И шли они не с пустыми руками, они несли с собой дары — золото, ладан и смирну. Традиционно эти дары понимают как символы. Золото получают в результате тяжелого труда, из многих крупинок собирается слиток. Золото всегда символизировало творческие порывы, ладан — молитву, а смирна — милосердную любовь. И вот волхвы шли с этими дарами, дошли до пещеры, поклонились Христу. Этот путь не только внешний, он больше внутренний… И тот путь, который проделали сегодняшние паломники, не столько внешний, сколько внутренний путь, показал, насколько вы готовы пойти за Христом. Наша собранность здесь дает нам надежду войти в Тайну общения с Богом в Его таинстве. Будем же входить в эту пещеру ко Христу, двигаться к Богу,
Который пребывает в сердцевине человека. Святой ХХ века старец Силуан говорил, что воздух входит в легкие человека, потом по сосудам доходит до сердца, а Бог — уже в сердце. Но иногда бывает нужно потратить очень много времени и сил, чтобы открыть, что самое великое, самое святое находится в твоем сердце, что Господь всегда ждал тебя внутри тебя самого».
В дни Рождества, традиционное время завершения катехизации и крещения, «Кифа» обратилась с вопросом к практикующим катехизаторам: «В чем, на Ваш взгляд, выражается готовность просвещаемого к крещению, воцерковлению? Каковы признаки подлинного покаяния?»
Свящ. Павел:
О критерии покаяния говорит Иоанн Креститель: сотворите достойный плод покаяния. Если у покаяния есть плоды — значит, есть подлинность.
Для нововоцерковленных, думаю, сама катехизация, если это действительно полноценная катехизация, — путь покаяния. Этот путь требует усилий, и если человек может пройти его до конца, это и есть самый первый плод покаяния. Человек трудится, в нем действует сила Божия, которая может уже сейчас творить что-то прежде невозможное. И это сделать без веры в Бога и без покаяния невозможно.
Главный же плод, который зреет в человеке на протяжении многих лет — это возможность принести свой личный дар, полученный в самом таинстве просвещения. Если человек находит, принимает этот дар и начинает им служить Богу, это уже может приносить и другие плоды. Так сначала возникает цветок, потом завязь, потом яблоко: оно хорошо само по себе, но в нем всегда есть и семя, то, что дает жизнь. Если плод дозревает до такого качества, что может давать новую жизнь, — это плод подлинного покаяния.
Критерий нам дан один — по духу и по плодам. Плодом покаяния является перемена жизни. Если жизнь меняется, значит, покаяние есть, и оно действенно. Когда же у человека, пусть даже признавшего греховным то зло, которое он в жизни совершал, жизнь не меняется, это значит, что покаяние его бездейственно. И в этом — главная трудность, главная проблема воцерковления современных людей. Очень часто люди не знают, в чем они должны каяться, потому что они не различают добра и зла. Поэтому оглашение и должно быть продолжительным, чтобы люди в конце концов поняли, что они в своей жизни делали против Бога, против Его воли, против правды, против истины Божьей, чтобы захотели это исправить и смогли собрать на это силы. Ведь часто у людей нет сил на это исправление. А покаяние — это дело сильного человека, не слабака, не труса. Это не дело человека, проигравшего в жизни. Признавать свои ошибки и их исправлять может только сильный человек.
Советское время не только нас разорило физически и материально, оно ослабило нас духовно. Мы на сегодняшний день не способны признавать свои ошибки. Поэтому мы не можем никуда толком двигаться, не можем наметить наш путь, разглядеть его среди той мешанины добра и зла, которая нас окружает. Ценности, которые присутствуют в обществе, все время «плавают», они связаны с сиюминутной экономической, политической, социальной, культурной ситуацией. Поэтому у нас сегодня –одни ценности, завтра — другие, послезавтра — третьи. И провозглашаются как вечные ценности семейное благополучие, достаток, дети. Но всем же известно, что это ценности не первичные, сколь парадоксальным это ни покажется. Почитайте Евангелие, посмотрите, что оно говорит. Подлинной ценностью является то, что Бог считает ценным, то, что действительно никто не сможет отнять. И если мы признаем истинными ценностями Божеские ценности, тогда все найдет свое место и все будет возрождаться. И дети наши будут знать, что им в жизни делать, и не будут сидеть у нас на шее до 40 лет. И семья будет на месте. И не получится так, что проработав всю жизнь, мы под конец не будем знать, что же мы в жизни сделали. Тогда работа будет приносить плоды.
Все это связано с покаянием, все это связано с возвращением на Божеские пути, на пути правды, на пути истины, красоты, добра. Конечно, нет человека, который жил бы и не согрешил. И речь не идет о том, что, покаявшись и обратившись, мы вообще никогда в жизни не согрешим. Нет, речь идет о пути. В конце концов, чем святой человек отличается от грешного? Тем, что святой принят Богом, несмотря на то, что он тоже «много согрешает». Цель его жизни, ее смысл, а значит, и плоды его жизни святы, добры, несмотря на то, что есть и какие-то согрешения. А вот плоды жизни злого человека злы, что бы он хорошего в жизни ни совершал. В этом главная проблема.
Свящ. Иоанн:
На меня самого произвела большое впечатление цитата, которую я видел в отрывном календаре году так в 1991. Как узнать, — спрашивает человек, — подлинное покаяние или нет? Святой муж ему отвечает: если тебе предложат на выбор повторение греха или смерть — что ты выберешь? Если ты готов лучше умереть, т.е. хотя бы даже ценой смерти не допустить повторения греха, значит, покаяние твое истинно. Потому что ты чувствуешь, что грех — неважно, в чем он выражается — приведет к отчуждению от Бога, к пустоте, и ты снова окажешься в такой чужбине, из которой выйти больше не сможешь. Я знаю людей, которые действительно молились (может быть, они не были блудниками, но они понимали, насколько слаба человеческая природа) о том, чтобы Господь даже ценой их смерти не допустил их до этого греха. Вот это и есть ненависть ко греху.
Но все-таки мне ближе позиция тех духовников или проповедников, которые исходят из того, что борьба с грехами — не цель христианской жизни, что можно долго размахивать руками, прогоняя тьму, но лучше просто открыть окна и впустить Cвет.
Юлия Балакшина:
Моя практика общения с людьми, которые готовятся к крещению, к воцерковлению свидетельствует о том, что люди часто начинают свой путь с желания что-то узнать, может быть, как-то приобщиться к вере своих предков, своих родных, своей страны. Вера для них сначала является скорее предметом интеллектуального интереса.
Однако проходит время, и наступает момент, когда человеку становится совершенно ясно: вера — это не некая сумма знаний об обрядах и традициях, а живая действенная сила, которая в жизни человека начинает что-то менять. Когда человек начинает совершать реальные поступки по своей вере, это и является свидетельством того, что человек готов к воцерковлению.
Ольга Синицына:
Слово «покаяние» означает перемену, кардинальную, когда человек шел в одну сторону и начинает идти в другую, становится на путь к Богу, отказывается от прежней своей жизни, которая была связана с грехом, со злом, с бессмысленностью, с пустотой. И выражается покаяние в том, что человек настолько полюбил Христа или уже имеет начатки такой любви и хочет в этой любви возрастать, что он готов отказаться от самого себя и идти вслед за Ним. Это выражается в послушании Богу, в вере, в готовности исполнять заповедь о любви к Богу и ближнему, открывать свое сердце Богу и людям. Человек, который готовится к воцерковлению, должен ко многим вещам уже быть открыт.
Он уже думает о своем призвании, о служении и делает первые шаги, потому что иначе невозможно совершить покаяние. Ведь если это действительно поворот, тебе открывается совсем другая жизнь, совсем другие перспективы и возможности. Пусть у человека еще нет этого в жизни, и до этого надо дорасти, дойти, созреть, но перед ним это открыто, он об этом уже думает и этого желает.