В Подмосковном доме КПЦ «Преображение» прошел цикл рождественских встреч для детей и подростков.
Как передать радость от того, что Бог пришел в этот мир тем, кто еще не очень хорошо ориентируется в жизни, кто недавно научился читать или вообще считает себя неверующим? Говорят, что христианину это сделать достаточно легко — нужно просто показать свою жизнь.
Белый снег, пушистые ели, просторный дом, чьи окна горят желтым светом, а внутри так приятно пахнет то ли печеньем, то ли чем-то таким же уютным. В этом году Культурно-просветительский центр «Преображение», чей загородный дом расположен в селе Красное Истринского района Московской области, провел несколько рождественских встреч с детьми — благотворительную для жителей района и три для воцерковленных детей и подростков.
Время, когда подростков не было
Дети — это будущие взрослые, поэтому ценность ребенка состоит в том, чтобы он вырос и научился какому-то делу, научился созидать. Такая философия господствовала в большинстве культур вплоть до ХХ века, до появления «культа детей». В этом смысле понятия «подросток» — человека, оказавшегося где-то между взрослым и ребенком, в принципе не существовало. В древнем языческом мире, как правило, ребенок проходил обряд инициации в 12 лет и после этого считался взрослым, в христианской среде подросток тоже с этого возраста уже нес значительную меру ответственности перед людьми и Богом. Об этом рассказал слайд-фильм, показанный на рождественских выездах Преображенского братства подросткам 12-13 и 14-15 лет. На экране мелькали кадры, где подростки разных стран, жившие не так давно (каких-нибудь сто лет назад), трудятся на фабриках, ухаживают за маленькими братьями и сестрами, работают на полях. Возникали образы дворянских семей, в которых детей воспитывали очень строго по меркам сегодняшнего мира.
Эта ретроспектива позволила немного оторваться от своего привычного мира и почувствовать себя встроенным в историческое время, позволила оценить то, что мы имеем сейчас — колоссальные возможности, которые зачастую, как вода в бесплодной пустыне, уходят в никуда. О том, что нам всем и нашим детям тотально не хватает в жизни качества, говорили организаторы подростковых выездов. Расслабленность, избалованность, лень и скука — то, что это качество жизни разрушает. Поэтому было решено прожить эти дни вместе с детьми наполненно и радостно, относясь к богослужению, общению, совместному выпеканию пирогов и даже к разгребанию снега и строительству крепости для малышей с христианским усердием.
— Рождественские праздники, как и летние детские лагеря, — это моменты концентрации духовной жизни, — говорит заместитель председателя Детско-юношеского центра Преображенского Содружества малых православных братств Наталья Чернышева. — Предполагается, что между детьми и взрослыми есть неформальное общение, что дома с детьми читают Писание, что они участвуют в богослужении, одним словом, что есть регулярная духовная жизнь. Регулярность здесь принципиальна. Молодому человеку, ребенку нужны регулярные события, участвуя в которых он бы мог чему-либо научаться, прежде всего, христианскому качеству жизни: вере, милосердию, заботе.
Современные дети не умеют заботиться. Не все, конечно, но принципиальное большинство. Жизнь построена так, что этому качеству сегодня негде учиться, а от природы оно присуще далеко не каждому. При этом забота — одна из черт, которая характерна для церкви, где априори принято заботиться друг о друге, о старших и о меньших, об устроении жизни по-Божески и по-человечески.
— Тем, кто растет в многодетных семьях, легче обрести это качество, а там, где в семье один или два ребенка, это встречается очень редко, — говорит Наталья. — В современных семьях у ребенка нет возможности увидеть себя в роли старшего, помогающего, решающего по-настоящему важные задачи. Чтобы заботиться о другом, его нужно, в первую очередь, увидеть, осознать его важность, превосходящую где-то твою собственную.
И если со взрослыми детьми уже можно об этом говорить, то младшие могут получить этот опыт через игру. Например, в одной из игр для маленьких дети садились в круг, водящий отворачивался. Взрослый накрывал одного или двоих покрывалом, после чего водящий должен был вспомнить, кто спрятан, как его зовут.
— Маленьким детям было трудно сконцентрироваться, увидеть друг друга, — говорит Мария Патрушева, одна из участниц рождественской программы. — Но это вызвало и большой энтузиазм, детям захотелось познакомиться, чтобы наверняка запомнить друг друга. Эта совсем простая игра. Обретение подобного опыта в разных ситуациях, не только игровых, в дальнейшем может помочь приблизиться к пониманию того, что подлинное общение предельно личностно.
Образ образования
— Для разговора со старшими подростками мы выбрали тему образования и призвания, — говорит Наталья Чернышева. — Нам хотелось, чтобы они поняли смысл слова «образование», ведь оно однокоренное со словом «образ». И еще, чтобы ребята задумались о том, что у каждого человека есть призвание от Бога, и это может быть связано с его профессией, а может и не быть.
Разговор получился сложным — в старших, но не выпускных классах, проблемы дальнейшего пути кажутся еще очень далекими, почти нереальными. В противоположность этому разговор на свободную тему о тревожащих их, как верующих людей, проблемах жизни оказался очень открытым.
Подростков очень интересуют вопросы свидетельства о своей вере. Среди самых важных — как говорить со сверстниками, когда ты один в классе верующий, надо ли об этом вообще говорить или лучше промолчать, как обрести уверенность, свидетельствуя о Христе? Вопросы эти очень непростые, где-то тяжелые, учитывая, что в школах зачастую царит агрессивная среда — окружающие (даже учителя!) могут посмеяться, унизить, активно спорить с тем, о чем свидетельствует ребенок. Как тут быть?
Конечно, в этой ситуации, в общем контексте разговоров о богослужении, о смысле таинств и молитв было очень важно поговорить о христианской жизни не только как об обязанностях и трудах, но и как о величайшей радости и вдохновении, о том, что Господь дает Святого Духа, и, тем самым, мы обретаем невероятные возможности.
— В середине дня мы делали небольшие подарки для тех людей в церкви, кому живется труднее, чем другим, — говорит Мария Патрушева, — инвалидам, людям, которые не могут выходить из дома, у кого ограничены возможности. Это были пушистые птички из разноцветной шерсти — снегири и синички. Интересно, что в той группе, где было больше открытых, настроенных на общую работу детей, птицы получились замечательные, а в той, где ребята оказались более индивидуализированы и больше беспокоились, как они выглядят со стороны, птички получились немного кривыми и лохматыми. Так что внутреннее состояние удивительным образом отразилось в поделке.
Путь за радостью
Заключительным в череде рождественских выездов был праздник для жителей поселка Красное Истринского района. Для родителей, которые привели детей на праздник, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Михайлович Копировский подготовил тематическую встречу «Дары к Рождеству» (по псковской иконе «Собор Богородицы» XIV века), а дети несколькими группами со своими ведущими начали путешествие к вертепу.
В начале пути ребята посмотрели чудесный кукольный спектакль по сказке Сельмы Лагерлеф, рассказывающий о рождественских событиях. Затем их маршрут прошел по нескольким «станциям», где игры, испытания, беседы проводили для ребят пастухи, волхвы, лесные обитатели. Дети сами делали чудесные душистые свечи из вощины, которые потом вместе с другими дарами принесли Младенцу к вертепу.
После этого ребят и взрослых пригласили на представление известного детского театра «Котофей», а затем на трапезу. За трапезой все получили подарки.
— Для маленьких Рождество — это прежде всего праздник, тайна, — говорит Наталья Чернышева. — Они прекрасно понимают, что произошло что-то необыкновенное, значительное и для них, и для мира. От всего происходящего на празднике дети испытывают большую радость, им хочется этой радостью делиться. И они делятся ей не только с родителями, но и с теми детьми и взрослыми, которые за это короткое время стали им близкими людьми.
— В эти дни нам хотелось самим порадоваться рождению Христа, — говорит один из организаторов рождественский программы Мария Патрушева, — а для людей, которые, может быть, еще не пришли к Богу, нам хотелось засвидетельствовать эту радость, поскольку это тоже наша миссия.
Когда гости расходились, их путь к воротам освещали оранжевые фонарики, внутри которых горели маленькие свечки. Каждый гость получил такой же фонарик в подарок, и цепочка огоньков продолжилась за воротами дома. Это было не только необыкновенно красиво, но и символично.