19 февраля 1861 г. произошло одно из важнейших событий в истории России – Освобождение крестьян от крепостного права. Вполне символично, что сам факт провозглашения царского Манифеста в селе Кандеевка Чембарского уезда Пензенской губернии сопровождался беспорядками, проходившими под красным флагом, который впервые поднял над крестьянской толпой отставной солдат Василий Горячев. Упоминать об этом факте, как и о более ранних событиях протестного использования красного флага крестьянами, советские историки не любили. Ведь нарушалась стройная концепция революционного движения в России, где самым зрелым, сознательным и абсолютно революционным, считался лишь рабочий класс, а отнюдь не крестьянство. Поэтому, историю красного флага СССР составляет не столько история изменения его формы, надписей и эмблем, сколько история самого красного цвета полотнища. Именно она проходит красной нитью через все советские издания, в которых формирование образа «пролетарского символа» однозначно увязывалось с историей «рабочего» этапа революционного движения.
Первое, признанное советскими историками, появление красного флага в России было зафиксировано 6 декабря 1876 г. во время митинга рабочих у Казанского собора в Петербурге. На знамени был начертан девиз «Земля и воля!» и первым красным знаменосцем стал уроженец Старицкого уезда Тверской губернии Яков Потапов. Яков недавно приехал в Петербург, и его участие в митинге стало первым и последним политическим актом. Демонстрация считается «рабочей», но лозунг на знамени был явно крестьянским, ибо революционерам-народникам было ясно, что «вздуть», по словам А.С. Солженицына, «революцию в России можно было только через деревню». Впоследствии, красный флаг поднимали во время маёвок, забастовок, демонстраций, на баррикадах Москвы 1905 г., и на флагштоках «революционных кораблей». Видеть его было приятно всякому революционному сердцу, ибо оно было новым, ярким и звало в такое будущее, которое иначе, как светлым, и не представлялось.
В чем же причина такого «бунташного» характера красного флага и красного цвета в целом? Историки советского времени указывали, что красный цвет есть символ крови, пролитой пролетариатом в борьбе с самодержавием. Такое «идеологическое» объяснение значения красного цвета было связано с историей Парижской Коммуны. После её разгрома в 1871 г. красное знамя коммунаров стали рассматривать в рабочих организациях Западной Европы не только как символ «борьбы против капиталистической эксплуатации», но и как «символ крови, пролитой коммунарами в борьбе за свободу и революцию». Такое объяснение символического значения красного цвета быстро нашло свой отклик, как писали в советской печати, — в «неразвитой среде рабочих католических стран». Прочная традиция католической церкви, с её трактовкой красного цвета как символа мученичества, способствовала внедрению своеобразного религиозного контекста в пролетарскую символику. Жертвы Парижской коммуны укрепили это толкование и сделали его популярным. Такое «мученическое» значение красного цвета стало преобладать в сознании пролетариата и получило распространение даже в социалистической печати. Тем самым, как отмечали идеологи коммунизма, «предавалось забвению указание Маркса и Энгельса о принципиально классовом характере цвета красного знамени». Основоположники марксизма указывали на происхождение флага, связанное с «отнятием власти у буржуазии и с установлением диктатуры пролетариата». Такая жёсткая позиция предполагала наличие не только «мученического», но и какого-то властного значения, заключённого именно в красном цвете.
Действительно, этот символ имел общемировое значение как знак самой высокой власти. Он всегда окружался должным почетом и уважением. Красный цвет был исключительной прерогативой монархов и использовался ими в печатях, знаменах, гербах как государственный цвет. На Руси при Иване Грозном красными стали стяги и государственные печати. Всякое употребление красной печати и, тем самым, красного цвета без разрешения монарха рассматривалось как государственное преступление. В этом контексте становится понятной та жёсткая мера наказания, которая была применена к тверским крестьянам в 1666 г. за, казалось — бы, безобидную игру с красной тряпкой, надетой на высокий шест. История этой игры и её последствий столь невероятна, что полностью разрушает «пролетарский» символизм красного знамени. Тогда, в апреле 1666 г. в селе Васильевское — вотчине боярина Пушкина на Тверской земле после праздника крестьяне хорошо выпили и стали чудить: ходили толпой с пищалями, топорками, копьями, с красными фатами на шестах вместо знамен, а одного крестьянина избрали царём и даже носили его на носилках с воронкой на голове. Крестьян, власти, как и полагается, выпороли, кого-то сослали. И жёсткая реакция тогдашнего начальства далёкого XVII в. на немотивированное использование выпившими крестьянами «государева» цвета и ритуала выбора (!) царя, объясняет и позднейшую нелюбовь российской власти к самой возможности любого поднятия красного полотнища. Поэтому революционеры уже века двадцатого, поднимая красное знамя против законной власти, выражали соблазнительную идею о принадлежности власти не тому, кто обладает «силой права», а тому, у кого есть «право силы».
После победы большевиков в ноябре 1917 г. встал вопрос о государственном флаге РСФСР. С ноября 1917 по июль 1918 г. эту роль выполняло красное полотнище без каких-либо эмблем и надписей. Лишь после принятия первой Конституции РСФСР в 1918 г. был установлен официальный образец советского государственного флага, который одновременно был военным, морским и торговым. Флаг представлял собой полотнище красного (алого) цвета, в левом верхнем углу у древка помещались золотые буквы «РСФСР» или полный текст надписи: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика». Первый официальный рисунок флага, на котором стилизованной славянской вязью были выведены буквы «РСФСР», был изготовлен художником Сергеем Чехониным. Впоследствии красный флаг уже Советского Союза с серпом и молотом действительно стал настоящим символом мученичества миллионов, в первую очередь, крестьян. Ведь основная масса пострадавших от большевистского режима — это крестьяне. Сколько их раскулачили, сколько умерло от голода и лишений? И глубоко символично, что единственный памятник крестьянам, умершим от советского голода в 1933 г. был поставлен в селе Малая Сердоба Пензенской области, т.е. там, где когда-то в 1861 г. крестьяне впервые и соблазнились красным знаменем «свободы», обернувшейся для них страшным колхозным рабством.
Удивительно, что наступивший, 2011 год во многих своих «круглых» датах тесно связан с крестьянским вопросом. 150 лет назад было отменено крепостное право в России, что положило начало реформированию внутренней жизни страны, и её быстрой модернизации. 130 лет назад, в марте 1881 от рук революционеров-заговорщиков погиб император Александр II, ставший «царём-освободителем» для миллионов русских крестьян. 100 лет назад был убит премьер-министр П.А. Столыпин, буквально за четыре года преобразивший крестьянскую Россию. Недаром, его земельные реформы А.С. Солженицын называл вторым освобождением крестьян. 90 лет назад в 1921 г. на Тамбовщине поражением закончилась Крестьянская война под предводительством А.С. Антонова, направленная против большевиков. 70 лет назад началась Великая Отечественная война, которую на своих плечах вынесла не большевистская партия и Сталин, а русское крестьянство, в который раз обманутое Советами. Но победа СССР в войне не стала победой крестьянской России. И к 1991 г. не осталось и крестьян, не по названию, а по сути. Чему же научила нас великая трагедия крестьянской страны? Наверное, ничему, если до сих пор мы не принимаем высокую и страшную цену «красного» эксперимента, если вновь видим красные флаги, зовущие нас в недавнее прошлое, которое светлым, может считать только человек не любящий свою страну и не знающий своей истории.