Православная церковь называет равноапостольными святых учеников и учениц, сотрудников и сотрудниц апостольских, которые, подобно апостолам, проповедовали Евангелие и обращали народы в христианскую веру. Всего несколько женщин в христианской истории были причислены к этому лику святых за апостольскую проповедь. Это святые равноапостольные Мария Магдалина, первомученица Фeкла, мученица Апфия, царица Елена, святая Нина и княгиня Ольга… Жития большинства этих святых жен хорошо известны, их можно легко найти и прочитать. Ну, кто не знает, к примеру, о Марии Магдалине, первой увидевшей воскресшего Христа? Или о Елене, матери императора Константина, или о святой Нине — просветительнице Грузии, или о княгине Ольге, бабке князя Владимира — Крестителя Руси? Да и о первомученице Фёкле, ученице апостола Павла, обратившей в христианство множество язычников в Селевкии Исаврийской, многие знают из апокрифа «Деяния Павла и Фёклы». Но есть среди этих имен одно, которое большинству православных христиан ничего не говорит — это мученица Апфия из Колосс. Давайте же восполним этот пробел и заодно попробуем понять, случайно ли имя мученицы I века Апфии «затерялось» в православном предании или для этого есть определенные причины.
Апостол Павел упоминает Апфию в послании к Филимону: «Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии сестре, и Архиппу, соратнику нашему, и церкви, собирающейся в твоем доме…» (Флм 1:1-2). Исходя из этого упоминания святитель Иоанн Златоуст, например, считал Апфию женой апостола Филимона, и это мнение вошло в церковную традицию. По преданию, обратил супругов-язычников в христианство апостол Павел, он же и крестил их. Согласно житию, составленному святителем Димитрием Ростовским, Апфия (22 февраля ст. ст.) вместе со своим мужем Филимоном, жила во Фригии (Малая Азия), где «устроив в своем доме в Колоссах церковь, усердно служила денно и нощно Господу, подвизаясь в молитве и посте». То есть жили Филимон с Апфией небедно, Филимон был «именитым гражданином», и в их просторном доме могли собираться, молиться и общаться христиане. Далее в житии мы читаем, что Апфия «с радостью принимала и давала пристанище тем, кто трудился, благовествуя учение Христово». Она была и верной сотрудницей супруга в благовестии Слова Божьего, потому что ее муж Филимон был «поставлен епископом с тем, чтобы помогать Апостолам в распространении Евангелия. Во времена святых Апостолов одни из епископов имели постоянное жительство и занимали одну определенную кафедру, другие же, не имея сего, обходили различные города и селения; такие назывались епископами апостольскими, так как были посылаемы на апостольскую проповедь. Таким епископом был и святой Филимон… он обходил города Фригии и некоторые другие и везде ревностно проповедовал слово Божие». В раннехристианском источнике «Учение Двенадцати апостолов» (Дидахе), который датируют концом I века, мы можем прочитать о подобном служении учителей и апостолов (посланников), которые переходили от общины к общине и основывали новые.
Автор жития упоминает ещё одну важную деталь о жизни святой Апфии: «Она доставляла пищу нищим, убогим и странникам, так что дом её был не только церковью, но также и странноприимницей, больницей и пристанищем для всех, кто не имел места, где бы мог отдохнуть и успокоиться». Как мы видим, Апфия стремилась воплотить Евангелие в своей жизни в полноте: она благовествовала словом, и подтверждала это слово делом, она молилась и соблюдала посты, она открыла свой дом для братьев и сестер, а также для нищих, убогих, бездомных. В ее сердце, обращенном ко Христу, находилось место каждому. Нет никаких сведений о том, сколько всего было христиан в домашней церкви Филимона и Апфии, и насколько была успешна их проповедь в других городах, но сплоченная община людей, живущих по иным правилам, несомненно, вызывала разговоры и волнения в городе. Как скупо сказано в житии, идолослужители в Колоссах «питали сильную ненависть к верующим».
«Какова жизнь, таков и конец ее» — эта поговорка древних римлян как нельзя лучше подходит к смерти святых мучеников. Произошло это во время гонения императора Нерона (54-68 гг.). В Колоссах был праздник в честь богини Артемиды, и в народе стало известно, что все христиане города в это время собрались в доме Филимона и Апфии. Был там и апостол Архипп, к которому также обращался апостол Павел в своем послании к Филимону. И вот толпа язычников ворвалась в дом, так хорошо известный городским нищим и бездомным. Как пишет в своем житии святитель Димитрий Ростовский, язычники «напали внезапно на верующих, разогнали всё стадо Христово». Затем, схватив старших в собрании — апостолов Архиппа и Филимона, а также Апфию, потащили их (потащили буквально — по земле) к градоначальнику. По одним источникам святого Архиппа озверевшая толпа так избила и изрезала ножами, что по дороге на суд он скончался, а по другим — они все вместе предстали на суд, и за отказ принять участие в языческих торжествах градоначальник приговорил их к побитию камнями до смерти. Так заканчивается короткое житие святых апостолов Архиппа, Филиппа и равноапостольной Апфии.
Как мы видим, в житии святой равноапостольной мученицы Апфии нет ничего чудесного: нет исцелений и грозных знамений, нет воскрешения мертвых, нет массовых обращений племен и народов, нет даже ярких диалогов и нравоучительных историй. Оно на удивление просто и лаконично. Может быть, эта видимая простота святости и послужила причиной такой малой известности этой святой? Ведь, в самом деле, неужели вот такая, внешне простая и совсем не героическая жизнь может быть жизнью равной жизни апостолов? Может — отвечает нам Церковь на языке памяти и святости.
Жизнь и смерть равноапостольной Апфии напоминает нам о необходимости целожизненного служения Богу в том месте и в тех обстоятельствах, в которых оказывается каждый христианин. Это пример равноапостольной святой, которая вместе с мужем все, что у них было — свои силы, имущество, друг друга и, наконец, всю свою жизнь посвятила Богу и Церкви. Оказывается, это можно сделать вот так — просто отдать…