На вопросы отвечает профессор-священник Георгий Кочетков, ректор СФИ и духовный попечитель Преображенского братства
О непрестанной молитве
Валерия Волкова
Дорогой отец Георгий! В каком смысле понимать непрестанность молитвы? Как постоянство молитвенных усилий, непрерывность молитвы во времени, определенное состояние духа? Какая молитва здесь подразумевается?
О. Георгий: Конечно, имеется в виду не бесконечное произнесение заученных или записанных молитв и постоянное произнесение имени Божьего. Нет, речь идет об обращённости сердца и ума, всей жизни нашей к Богу. Можно непрестанно молиться и делая любое дело. Когда мы открыты Богу, находимся в общении с Ним, то тут мы фактически и пребываем в состоянии молитвы, даже если внешние, человеческие формы выражения при этом не видны или если они очень фрагментарны, частичны. Конечно, есть моменты, когда надо приходить именно в церковное собрание и самому становиться пред лицом Божьим. Но даже если иногда мы не можем этого сделать, нам все равно нужно сохранять открытость и общительность, общение с Богом и с ближними, с церковью. Сохраняйте же это общение — и вы будете непрестанно молиться. И дай Бог, чтобы эта молитва в вашей жизни всегда приносила добрые плоды!
Елена Варфоломеева
Дорогой отец Георгий!
Призыв апостола Павла к непрестанной молитве стоит рядом с призывами к радости и благодарению. Очень хотелось бы встроиться в этот достойный ряд! Апостол Павел имел в виду под непрестанной молитвой создание (расширение?) особого пространства памяти о Господе? Такая молитва может быть любой, в свободной форме?
О. Георгий: Конечно, может. Она, как я уже сказал, может быть и безмолвной, точнее, бессловной, или молитвой в свободной форме, или строгой канонической молитвой, это может быть и Иисусова молитва, — как угодно, всему есть своё место в жизни. Используйте ту форму, которая Вам больше подходит. А о смысле непрестанной молитвы я уже сказал.
И еще, если можно. Оправданы ли непрестанные усилия в молитве для человека с заболеваниями психики? Задаю Вам этот вопрос, так как к Вашим советам прислушиваются специалисты в этой области.
С благодарностью, Елена.
О. Георгий: Я могу сказать из своего скромного духовнического опыта, что для людей с отклонениями в психической сфере молитва очень полезна. При одном только условии: если молитва трезвенная, если она не является навязчивой идеей, не становится психической доминантой, не ведет к какому-то диктату по отношению к болящему или по отношению к другим людям со стороны этого человека. Так что очень хорошо непрестанно молиться, но только очень смиренно, очень кротко, очень трезвенно и, я бы сказал, очень просто. В таком случае будет и умиротворение души, и благодать Духа, и компенсация психических расстройств, – т.е. всё то, что требуется человеку.
Галина В
Дорогой отец Георгий!
В последние месяцы я начинаю вечернее и утреннее правило с одного или двух хвалебных псалмов (32, ... 99, 117, 135,...). Мне кажется, что чтение именно хвалебного псалма в начале правила привнесло в мою молитву новое качество. Важен ли, в самом деле, порядок, в каком возносятся молитвы из утрени-вечерни, молитвы из молитвослова, хвалебные псалмы и другие, личные прошения и молитва своими словами, покаянные слова?
О. Георгий: Конечно, порядок важен. Всякая молитва имеет свой смысл в контексте того или иного правила. Когда вы молитесь, не используя церковный чин, то можете употреблять любые из этих молитв в любом порядке. Вы можете, если у вас есть такое настроение, поблагодарить, восхвалить или воспеть Бога. Можете спеть хвалебные псалмы или прочитать какие-то отдельные молитвы. Но когда Вы употребляете церковный чин, то лучше не нарушать его последовательность.
«Непрестанно молитесь... » Иногда ловлю себя на мысли, что в суете дня или в погружении в работу ни разу не вспомнила о Господе. Как возгреть в себе постоянное памятование? Мне посоветовали: из каждого часа 15 минут отводи на чтение Писания, лучше всего псалмов. Это что же, ставить таймер, а если я не дома, а где-то в городе, на работе?
О. Георгий: Я бы не рекомендовал Вам следовать тому совету, который Вам дали, потому что это слишком механическое решение вопроса. На самом деле, чтобы помнить о Боге, надо Его просто любить. Когда вы любите какого-нибудь человека всей душой, всем сердцем, вы постоянно о нем вспоминаете, постоянно думаете. Это не мешает вам жить, трудиться, общаться с другими людьми, но вы этого человека никогда не забываете. Вы хотите с ним общаться, вы хотите с ним встретиться, посмотреть ему в глаза, сказать какие-то слова или что-то услышать от него. Поэтому механическое чтение, тем более Псалтири, мне кажется, является не лучшим выходом из положения.
Еще вопрос к тому же: мы в общине согласились в определенный час молиться или хотя бы вспоминать о нашей общине. Я все время этот час пропускаю, т.е. нет опять же памятования о Господе и Его церкви. А если ставить таймер, то это он помнит, а не я, и памятование получается не мое. Как тут быть?
О. Георгий: Это очень простой вопрос. Если у Вас память не очень хорошая, то действительно просто ставьте таймер или будильник, ничего страшного в этом нет. Для того и существуют будильники, чтобы напоминать нам среди многих наших дел о том, что мы должны сделать в то или иное время. Если же вы договорились о молитве в определенный час, то надо соблюдать эту договоренность, и здесь имеет смысл постараться и приложить дополнительные усилия, пусть даже с помощью технических средств.