Об опасности темы предупредил зав. кафедрой философии и гуманитарных дисциплин СФИ Г.Б. Гутнер, напомнив, что слово «целый» звучит на латыни как «тотальный». Поль Рикёр называл жажду полноты знаний здесь и сейчас «радикальным злом», т.к. знание принципиально фрагментарно. В связи с этим возникают вопрос: где можно искать целостное знание, и в каком виде его получить? Этот и другие вопросы ставили перед собой участники круглого стола «Представление о целостном знании», прошедшего 28 мая в рамках конференции «Образование в XXI веке: стратегии и приоритеты».
Различать познание и знание предложил ректор СФИ, проф.-свящ. Георгий Кочетков . Без первого, связанного с личным опытом богопознания, нет христианской жизни. «Да знают Тебя, Единого Истинного Бога» (Ин 17:3). А второе (философское и научное) - действительно по своей природе фрагментарно.
Это различение поддержала поэт, доктор богословия, член Попечительского совета СФИ О.А. Седакова . Она сделала акцент на принципиальной разнице двух типов знания, указав, что святость, глубокая приобщённость к мистическому знанию не делает человека хорошим геометром или поэтом. В связи с этим очень важен процесс передачи знания, т.е. образование. Со времен Древней Греции школа заменила инициацию, т.е. приобщение ребёнка в полноте к человеческому миру. О.А. Седакова напомнила слова Симоны Вейль о благословенном труде учения - в истории хорошая школа всегда была трудной, иначе для ученика исчезал смысл её прохождения («без мучения нет учения»).
Согласившись с принципиальной целостностью христианского знания ведущий круглого стола, зав. кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ Д.М. Гзгзян поставил вопрос: почему при этом целостность так слабо выражена в христианской истории? Как отличить подлинное целостное знание от ложного, псевдомистического или энциклопедического? Возможно ли обретение целостного знания без обретения целостной жизни?
В качестве ответа проф.-свящ. Георгий Кочетков указал на известный принцип ап. Павла «уже, но ещё не». Целостное знание уже дано, но человеку ещё предстоит его взять. Для этого необходимо снова вернуться к обсуждению и обдумыванию начал и исходных принципов этого мира, чему способствует эпоха постмодернизма, возвращающая нас к началам через разрушение культуры. Такое обращение было характерно для святых отцов, в центре внимания которых были не столько те или иные частные вопросы, а всё мироздание, к которому они подходили с «почтительным восхищением или благоговением», позволявшим им обрести целостную картину мира.
Участники круглого стола говорили о трудности и даже боли, которые сопровождают обретение целостного знания в этом мире. Поскольку как отметил о. Георгий «время мира сего принципиально нецелостно», эта трудность и боль всегда будут. Но, однако, само обретение возможно в эсхатологической перспективе как надежда, и как обретение полноты и совершенства в отдельных предметах и событиях этого мира. Эта полнота и совершенство обычно связывается с красотой, общением, любовью. И хотя эта полнота не абсолютна, она может нас удовлетворить и вдохновить.
Более того, некоторую полноту возможно обретать и в научном и философском знании. Возникшая в XX в. метанаука, например, теория систем, при удачном её использовании даёт возможность видеть изоморфные (подобные) закономерности в различных областях научных знаний, и позволяет увидеть мир как целое, а различные области научного знания как его подсистемы.
Завершая дискуссию, Д.М. Гзгзян заключил, что задача обретения целостного знания всерьёз трудна для человека, и образование тогда обретает смысл, когда учит жить в этом парадоксе обретения целостного знания, когда мы одновременно живём в ситуации «уже, но ещё не».