Этот вопрос встает перед каждым священником или катехизатором, который начинает это непростое, но благодатное дело — катехизацию взрослых людей. Может быть, ограничиться огласительными беседами в течение одной-двух недель или месяцев? А может, необходимо вести оглашение до реальных изменений в жизни катехуменов, вообще не обращая внимания на сроки? Как решался этот вопрос в древности и как он может решаться сейчас? Наталья Адаменко отвечает в своей статье на эти актуальные вопросы современной церковной жизни.
Прежде всего, стоит отметить, что в традиционных святоотеческих школах катехизации (Римской, Александрийской, Иерусалимской и др.) этапы катехизации[1] имели различную продолжительность. И, как правило, вначале это был длительный подготовительный этап — оглашение «слушающих», и довольно короткие (несколько недель) и интенсивные этапы перед крещением и непосредственно после него. В древности через этот подготовительный этап проходили все члены Церкви за редким исключением[2]. Вообще, тогда оглашение взрослых было довольно длительным и напряженным процессом, который требовал и от оглашаемых, и от Церкви много сил. Но и сейчас людям очень трудно входить в суть христианства, даже если они уже решили поменять что-то в своей жизни, им всегда требуется достаточно длительное время, чтобы соотнести всё в своей жизни с волей Божьей и изменить в ней то, что нужно изменить. Атеизм, язычество, суеверия, в которых и которыми жил человек до обращения, пронизывают всю ткань жизни. Это и привычки, образовавшиеся с детства, и образ мыслей, и образ жизни, и сложившиеся отношения с людьми.
Духовная реальность, которая традиционно называлась оглашением «слушающих» или первым (предварительным) этапом оглашения, всегда присутствует в жизни человека, приходящего в Церковь, независимо от его подготовки и других факторов, как-то: возраста, социального положения, уровня образования. В нормальном случае — это всегда некоторый промежуток времени между выраженным желанием человека креститься (или войти в Церковь) и признанием Церковью оглашаемого готовым к Таинству Крещения (воцерковления). Мы знаем, что длительность этого этапа для взрослых людей в древности была примерно 3 года[3], в наших условиях такое часто кажется недостижимым. Конечно, сейчас этот срок может быть сокращен, но полное отсутствие такого важного этапа в духовной жизни человека ничем не оправдано, ведь нельзя просто игнорировать церковную традицию, так бережно сохраненную в Предании Церкви. Да и по опыту современной церковной жизни известно (и многие священники могут это подтвердить) что, если желание креститься взрослого человека, предварительно не наученного вере и жизни христианской, сразу же удовлетворяется, то Таинство Крещения часто остается бесплодным, и человек потом в церковь так и не входит.
Что же должно было происходить в жизни «слушающих» за это довольно длительное время? Они обретали опыт христианской жизни, то есть жизни в послушании Богу через деятельное исполнение заповедей, через общение с христианами, общую молитву, чтение и слушание слова Божьего с катехизической (большей частью этической, нравоучительной) проповедью. В этот период жизни оглашаемые приносили «плоды, достойные покаяния», то есть искореняли смертные грехи[4], обретали личный непосредственный духовный опыт в молитве. Также им было необходимо избавиться от «обычных» грехов (сквернословие, ложь, воровство), вредных привычек (алкоголь, азартные игры) и одновременно приобрести навык общей молитвы, посильной благотворительности и милосердия по отношению к другим людям.
В древности именно на деятельном милосердии оглашаемых делался особый акцент. После того как подготовительный этап оглашения завершался, поручители (крестные) свидетельствовали о том, что их поручаемые действительно изменили жизнь: оставили грехи, принимают участие в жизни церковной общины, помогают конкретным людям[5]. Как замечает дьяк. Павел Гаврилюк: «Три года в огласительной школе были испытательным сроком, в течение которого от язычника требовали отказаться от многих дурных привычек, покаяться в грехах прошлого и принять решение жить согласно Христову учению. Огласительная школа была местом, где люди в первую очередь познавали любовь Божью и сами учились любить»[6]. Прошедшие первый этап оглашаемые переходили на второй этап катехизации — они уже непосредственно готовились к Таинству Крещения.
Конечно, речь не идет об автоматическом переносе или простом механическом повторении форм и сроков оглашения, существовавших некогда в Церкви, в сегодняшнюю церковную жизнь. Да это и невозможно сделать, даже если бы было такое желание. Но учитывать основные задачи разных этапов оглашения, заложенные некогда в этих формах и сохраненные для нас в Предании Церкви, необходимо, как необходимо собирать и изучать опыт оглашения современных «слушающих» в Православной Церкви.
На первом этапе оглашения существует несколько основных задач – это серьезное покаяние и исправление жизни, слушание и исполнение Слова Божьего, обретение опыта Церкви как реальности общей жизни и обретение опыта церковной молитвы и др. Рассмотрим же задачи подготовительного этапа катехизации подробнее.
В своей книге «Вступление в церковь» прот. Николай Афанасьев описывает, каким должно быть покаяние перед крещением: «Покаяние должно быть полным — действительной переменой всей внутренней жизни желающего вступить в Церковь. Эта внутренняя перестановка должна найти выражение и во внешней жизни. Крещение очерчивает границу, которая отделяет ветхого человека от нового, рожденного в Церкви. Покаяние как условие приема в Церковь проявляется не только в сознании своей греховности, но и как реальный отказ от прежней греховной жизни»[7].
Всецелое, серьезное покаяние означает, что оглашаемый не только узнает о грехах и соглашается, что «это, действительно, плохо», но начинает с грехами бороться. Но не с абстрактными «грехами человеческими» вокруг себя или даже «грехами человечества», а со своими личными, причем, этическими грехами, т.е. выраженными в поступках и словах, наличие или отсутствие которых можно легко проверить самостоятельно по ветхозаветным заповедям.
Порой оглашаемые склонны делать поспешные выводы и разрывать связи в семье, на работе, с друзьями, потому что они кажутся им «греховными», смущают и искушают их. Да, некоторые отношения в жизни приходится перестраивать, если они не соответствуют христианской и общечеловеческой нравственности, но делать это нужно не спеша, избегая конфликтов (например, лучше зарегистрировать брак, а не расходиться). Здесь очень важна роль и пример поручителей, катехизаторов, пастырей, которые призваны не боясь трудностей и искушений, без насилия, духовно наставлять, исправлять, разъяснять, отвечать на вопросы и являть добрый пример праведной жизни.
Очень важно научить оглашаемых относиться к Писанию не просто как к источнику информации, полезной и не очень, но как к Слову Божьему, обращенному прямо к нам, верующим. Научить этому можно, если в разговоре по Писанию не просто отвечать на вопросы, но связывать тексты Писания с жизнью оглашаемых, говорить как бы изнутри самих проблем, будучи к ним причастными. Ведь «Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности»[8] не только для оглашаемых, но и для оглашающих, о чем никогда не стоит забывать. К сожалению, выполнения этой задачи сейчас достичь особенно трудно, потому что и в обществе, и в современной «клиповой» культуре отсутствует навык внимательного, вдумчивого отношения к любым текстам, а не только к священным. Везде царит внешний, разлагающий подход, при котором и на оглашении часто происходит лишь поверхностное знакомство с текстами Писания (а в дальнейшем, по инерции, — с догматами и с Таинствами). Но нужно постепенно вводить оглашаемых в дух и смысл Писания (и Предания), учить прилагать его к своей жизни, как это делалось в огласительных школах древней Церкви.
Как отмечает дьяк. Павел Гаврилюк: «Язычники должны были сделать своей всю величественную и трагическую историю спасения, начиная от сотворения мира, через главные события Торы и Пророческих книг, до явления Иисус <…> они узнавали о том, что Бог, в отличие от безжизненных идолов, является Творцом всего мира, что Он принимает деятельное участие в судьбе человека и в истории. Язычникам предлагалось стать частью этой истории, равно как и частью Нового Израиля, Церкви»[9]. Для решения этой задачи современным взрослым оглашаемым нужно самостоятельно читать Писание и размышлять о нем, а также слушать в храме на богослужении чтения вместе с катехизической проповедью-поучением[10]. Конечно, для внимательного прочтения основных книг Ветхого завета и Евангелий требуется достаточно много времени, за неделю или пару месяцев это сделать невозможно.
В катехизической литературе слова «катехизация» и «воцерковление» часто употребляются как синонимы совершенно неслучайно, ведь любовь к Богу невозможно себе представить без любви к человеку, а веру в Бога — без веры в человека, и научение христианской вере и жизни немыслимо без вхождения в среду христиан, без общения с ними. «Мы знаем, когда падает кто из нас, он падает один, но никто один не спасается. Спасающийся же спасается в Церкви как ее член, и в единстве со всеми другими ее членами. Верует ли кто, он в общении Веры, любит ли, он в общении Любви, молится ли, он в общении Молитвы»[11]. Во время оглашения люди не только познают Любовь Божью во Христе и «прививаются»[12] через нее к Богу, но и соединяются друг с другом, входят в духовное общение. Они узнают друг в друге и в других членах Церкви братьев и сестер, которых можно и нужно любить и о которых можно заботиться.
Именно тогда, в этом бескорыстном общении и делах милосердия, Церковь становится для них реальностью новой жизни, а не просто религиозной организацией с отправлением культа. Не стоит много писать о том, какое негативное действие на ищущих людей оказывает именно такой образ Церкви: равнодушной, бюрократической, формальной организации. И в прошлом и в настоящем нашей Церкви мы знаем немало примеров, когда именно формальный, а не церковный и не личностный подход к людям оттолкнул их и от Церкви, и от Бога.
Надо заметить, что уже во время первого, подготовительного этапа оглашения катехумены охотно откликаются на призывы деятельно помочь друг другу, своим ближним, соседям. Но везде нужна мера и здравый смысл: иногда оглашаемые целиком погружаются в делание добрых дел и благотворительность, что само по себе хорошо, но если это происходит в ущерб их духовному труду, то может явиться искушением для них.
Если опыт личной молитвы (не просто чтение молитвослова или других молитв, а именно личной молитвы — обращения к Богу) в какой-то мере есть у всех верующих людей, и на него можно опираться катехизатору, то опыт общей молитвы, молитвы церковной отсутствует у большинства оглашаемых и приобретается с большим трудом. Если в древней Церкви особых проблем с научением оглашаемых общей молитве не было, то современным оглашаемым первого этапа довольно трудно участвовать в богослужениях. Порой им сложно даже просто войти в храм и перекреститься, потому что мешают атеистические предрассудки (особенно людям среднего и пожилого возраста), им не понятен язык богослужения, они не понимают его смысл. Очень важно, чтобы богослужение стало для оглашаемых живой молитвой, живым общением с Богом, а не осталось малопонятным ритуальным действом, которое нужно лишь аскетически «отстаивать», не особо вникая в его смысл. Важно также дать им понять, что церковная молитва — это когда мы молимся все вместе об одном и том же, а не каждый о своем. Лишь постепенно, со временем, при постоянных усилиях катехизаторов и поручителей оглашаемым открывается сила и смысл общей церковной молитвы, приходит понимание её особого языка, чина, особой красоты и образности. По наблюдениям катехизаторов[13], в среднем оглашаемым первого этапа требуется сейчас от полугода до года, чтобы научиться молиться в храме вместе с другими людьми, причем этот срок сильно зависит как от церковного опыта человека, так и от ритма посещения им богослужений.
Несмотря на то, что сейчас положение Церкви в обществе изменилось: восстанавливаются храмы и монастыри, издаются православные газеты, журналы, книги, заметно присутствие Церкви в СМИ, отношение большинства людей к Церкви по-прежнему остается негативным или равнодушным. Большей частью это — наследие десятилетий антирелигиозной пропаганды, но на нее в последние годы наслоилось еще влияние современной секулярной цивилизации. Людям, приходящим в церковь, часто кажется, что они уже все знают о ней, но они знают вещи формальные и внешние, совершенно не догадываясь о сути веры и о жизни в Церкви.
Вера вообще, а вера в Церковь (а значит — и вера в человека) особенно, сейчас нуждается в новой апологетике. Не в «тупой» апологетике по принципу «у нас всё хорошо» или «святые отцы уже всё сказали», а в апологетике разумной, вдумчивой, смелой. В том числе сейчас крайне необходимо сразу, на первом же этапе оглашения, соотносить веру и разум, веру и науку. В частности, не уклоняться от «вечных» вопросов о смысле жизни и смысле истории, от «трудных» вопросов теодицеи и антроподицеи. Сейчас наука не настолько антирелигиозна, как раньше, ученые порой сами ставят вопросы о смысле жизни дерзновеннее, чем любые богословы. И обсуждение этих вопросов в научной среде проходят открыто, многопланово, интересно. Церковь порой оказывается позади, не участвует в этих дискуссиях, хотя именно это способствовало бы выработке нового апологетического языка.
Важно также просто общаться с людьми на огласительных встречах, выслушивать их и отвечать на их вопросы (а не читать лекции), как это было всегда в катехизической традиции Церкви. Не случайно в истории катехизации известно много катехизисов, написанных именно в форме вопросов и ответов, а также в форме бесед и диалогов. Очень важно на огласительных беседах создавать открытое пространство для диалога, чтобы люди могли бы высказать все свои сомнения, страхи и получить ответы на свои вопросы. Именно в этом, подлинно церковном пространстве и преодолевается одиночество человека, ведь «Церковь — это тайна преодоления одиночества»[14]. Необходимо достаточно длительное общение с катехизатором, помощниками, священником, чтобы человек открылся, чтобы у него появилось доверие к Церкви, к верующим людям. Только тогда возможно подлинное воцерковление человека на конкретный приход, в конкретную церковную общину, и катехизация тогда не воспринимается людьми как скучная «обязаловка», которую нужно пройти «для галочки» или «для справочки». Интересно, что в начале первого этапа оглашения для катехуменов типично желание поскорее его завершить, а по мере познания воли Божьей, с одной стороны, и греха и зла в своей жизни — с другой стороны, у них появляется стремление «оттянуть» или «отложить» завершение первого этапа катехизации и начало второго. Поэтому катехизаторам необходимо проявлять и мудрость, и твердость, если это необходимо[15].
Только после этого этапа диалога, познания воли Божьей и исправления жизни, можно всерьез говорить о концептуальных вещах: о сотворении мира, жизни и человека, об истории спасения, о Таинствах, о догматах. И тогда, например, догматы Церкви становятся для новых ее членов не просто умственным знанием, а самой жизнью, а введение в Таинства — не просто изъяснением обряда и краткой инструкцией по подготовке к ним, а началом новой жизни. Конечно, невозможно составить какую-то универсальную методику катехизации, идеальную схему с указанием точных сроков и необходимых этапов, которые подходили бы всем без исключения. Всегда будут случаи исключительные, будет молодежь и пожилые, больные и умирающие, пришедшие из других религий и конфессий, к которым требуется особый подход. Да и церковные условия пока не всегда и не везде позволяют организовать полноценную катехизацию. Но изучать и обобщать существующий в Церкви опыт катехизации и богатейшее наследие святых — катехизаторов, апологетов, учителей и богословов — крайне необходимо.
В частности, изучению существующих практик оглашения была посвящена богословско-практическая конференция «Традиция святоотеческой катехизации: проблемы и критерии качества оглашения современных «слушающих»», которую проводил 25-27 мая 2011 года в Москве Свято-Филаретовский институт.
Книги из раздела "Миссия и катехизация"
———————————————————————-
[1] Подробнее об этапах катехизации см. в книге дьяк. Павла Гаврилюка «История катехизации в древней церкви». М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа. 2001.
[2] Таким исключением были, например, «клиники» (от лат. clinici — постель, ложе) — оглашаемые, спешно крещенные в постели во время болезни, угрожающей их жизни.
[3] «Оглашенные пусть слушают Слово в продолжение трех лет. Если же кто усерден и совершает добрые дела, то пусть принимается во внимание не время, а само поведение, которое только и должно обсуждаться». Апостольское предание. 17.
[4] За которые в ветхозаветные времена полагалась смертная казнь.
[5] «Пусть исследуется их жизнь: жили ли они честно, пока были оглашенными, почитали ли вдов, посещали ли они больных, совершали ли добрые дела?» Апостольские постановления. 20.
[6] Павел Гаврилюк, дьяк. «История катехизации в древней церкви» — М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа. 2001. С. 77.
[7] Николай Афанасьев, прот.Вступление в церковь. М.: «Паломник». 1993. С. 66.
[8] 1 Тим 3:16.
[9] Павел Гаврилюк, дьяк. Указ. соч. С. 34.
[10] Из-за того, что оглашаемые именно на этом этапе допускались к слушанию Слова Божьего в церковном собрании, их и назвали «слушающими» (лат. audientes, audutores).
[11] Хомяков А.С. Церковь одна. Режим доступа: www.vehi.net/khomyakov/cerkov.html (дата обращения 20.05.2011).
[12] Ин 15:1-6.
[13] «Господи, научи нас молиться». Режим доступа: www.psmb.ru/vera_bez_del_mertva/missija_i_katekhizacija/biblioteka_missionera_i_katekhizatora/opyt/statja/gospodi-nauchi-nas-molitsja/ (дата обращения 20.05.2011).
[14] Фудель С.И. «У стен Церкви» / «Христианский собеседник», вып. 32-34, 1997 г. «Свет Православия». С. 3
[15] О причинах обычая откладывать крещение на неопределенный срок в IV веке см. в указ. соч. дьяк. Павла Гавлюка. С. 151-152.