15-16 июня в Свято-Филаретовском православно-христианском институте состоялись защиты итоговых работ на соискание степени бакалавра богословия. Возглавил государственную аттестационную комиссию ректор Коломенского государственного педагогического университета, д.и.н. Алексей Мазуров. Из двадцати двух представленных к защите работ десять были написаны по кафедре богословских дисциплин и литургики, семь по кафедре миссиологии, катехетики и гомилетики, две по кафедре Священного писания и библейских дисциплин, две по кафедре церковно-исторических дициплин и одна по кафедре философии и гуманитарных дисциплин.
Вопросу об изменении отношения к старообрядчеству в Русской церкви была посвящена работа Екатерины Алексеевой «Старообрядческий вопрос в “Отзывах епархиальных архиереев по вопросу церковной реформы” и “Журналах и Протоколах заседаний высочайше учрежденного Предсоборного присутствия” 1905–1906 гг.». Соискательница показала, что в предсоборной дискуссии к старообрядческому опыту нередко обращались как к образцу существования церковных общин без государственной поддержки, с древним каноническим устройством прихода, выборностью клира и епископата, регулярностью освященных поместных соборов, активным участием духовенства и мирян в церковной жизни. Многие правящие архиереи считали насущным снятие клятв на старые обряды, но при этом в церковном сознании старообрядчество продолжало восприниматься как раскол. Также Е. Алексеева сделала вывод о том, что старообрядческий вопрос выявил наиболее болезненные проблемы в жизни РПЦ, связанные, в основном, с ее полной зависимостью от государства на протяжении нескольких столетий.
Ольга Афанасьева представила в своей работе анализ эсхатологической идеологии Ветковского направления старообрядчества. Автор исследования показала, что самоотождествление ветковцев с земным подобием рая и идея собственной исключительности привели к формированию сектантского сознания, духовному сепаратизму и вырождению. Автор справедливо заключила, что подобная формализация мистической реальности чревата расколом и представляет опасность не только для старообрядцев.
Важнейшей для православной экклезиологии и антропологии категории общения была посвящена работа Максима Дементьева «Общение как основание жизни церкви в трудах митрополита Иоанна (Зизиуласа) и Н.А. Бердяева». «Столкнув» экклезиологические позиции митр. Иоанна (Зизиуласа) и Н.А. Бердяева, соискатель показал их близость в вопросах понимания природы церкви как общения и общины и в то же время выявил принципиальную неодинаковость их взглядов. Оба автора связывают общение со способностью личности выходить за свои пределы и отводят ему важнейшую роль в выявлении церкви. В то же время, митр. Иоанн рассматривает общение скорее в символическом ключе, для него оно прежде всего представляет собой мистериальную реальность. Для Н.А. Бердяева одной из центральных становится проблема подмены общения. По словам М. Дементьева, Бердяев «лишает любые церковные институции иммунитета неприкосновенности, показывая, что сами по себе они, как любые общности в мире сем, подвержены риску объективации». Работа раскрывает, в первую очередь, экклезиологическую позицию Н.А. Бердяева, глубоко церковно укорененную и одновременно творчески развивающую понимание церкви через откровение природы личности человека, а значит, и соборности церковной общины.
Татьяна Панкова раскрыла в своей работе актуальную и малоизученную тему становления и истории бытования чина братотворения, забытого и на сегодняшний день не использующегося в православной богослужебной традиции. Соискательница рассмотрела историю данного чина как свидетельство об изменении церковного сознания. Проанализировав и сопоставив источники, Т. Панкова выдвинула гипотезу, что чин братотворения рождается в различных местных христианских традициях как особая форма свидетельства о братской любви в условиях нарастающего разобщения между членами церкви, которое выразилось в распаде полноценных евхаристических собраний. Интерес к данному чину, вышедшему из употребления в XVII веке, вновь возникает на рубеже XIX-XX веков в связи с возрождением общинно-братской жизни в церкви.
Также были заслушаны работы Елены Варфоломеевой «Определение Поместного Собора 1917-1918 годов о правовом положении Православной Российской Церкви в государстве от 2 декабря 1917 года и исторические причины его появления», Елены Цветковой «Устав Болгарской Православной Церкви и его источники», Веры Кораблиной «Особенности александрийской космогонии по работам Филона “О сотворении мира согласно Моисею”, Плотина “Эннеады”, Оригена “О началах”», Сергея Николаева «Анализ понятия “двоедушие” в контексте “Пастыря” Ермы», Вероники Поникаровской «Разделения в Коринфской церкви: богословские и социальные группы», Ольги-Олеси Сидоровой «Учительный смысл образов Церкви в Священном писании и раннехристианской литературе (сер. I – сер. II вв.)», Дмитрия Дорошко «“Приход” как экклезиологическая категория в русском православном богословии начала ХХ века», Олега Бима «Вопросы церковной (гомилетической) проповеди на Поместном соборе РПЦ 1917-1918 гг.», Инны Ткаченко «Миссионерское и катехизическое значение жизни и личности А.С. Хомякова», Андрея Скидана «Современная богослужебная практика сельских общин восточной гомельщины», Олега Ермолаева «Экклезиологические взгляды протопресвитера Александра Шмемана по его работам о таинствах Крещения и Евхаристии», Анны Лепёхиной «Возрождение и обновление церковной жизни в проповедях архимандрита Тавриона (Батозского) 60-70 гг. ХХ века» и другие.
Всем соискателям была присвоена искомая степень бакалавра богословия.