В праздничном вечере, посвященном 160-летию Н.Н. Неплюева, аристократа не только по происхождению, но, прежде всего, по духу, человека необычайно смелого, решительного и жертвенного, основателя трудового Крестовоздвиженского братства и прекрасного педагога, участвовали несколько прямых потомков братчиков.
Жизнь церковного братства в современном мире — утопия или реальная возможность? К этому вопросу не раз обращались участники встречи, проходившей в конференц-зале Российской академии образования в рамках конференции «Служение Богу и человеку в современном мире». Знакомясь с жизнью Неплюева и его братства, человек рано или поздно открывает для себя, что опыт Крестовоздвиженского братства — не утопия, а подвиг его основателя и членов братства, сумевших в мире эгоизма построить «островок любви». Николай Сомин, исследователь наследия Неплюева, к.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник Института проблем информатики РАН, рассказал, что Николай Николаевич очень хорошо понимал, как нужны такие островки в России, которую он очень любил. Отдав всю свою жизнь устроению братской жизни в Воздвиженске, он надеялся открыть впоследствии филиалы в других городах, чтобы «архипелаг любви» становился все больше. У братства были для этого силы и потенциал, однако в 1929 году оно было окончательно разгромлено советской властью: в стране, которая не смогла понять и принять опыт Неплюева, появился совсем другой архипелаг.
Потомки братчиков и исследователи братского наследия постоянно возвращались к образу прекрасного фруктового сада, разбитого на территории братства, остатки которого до сих пор сохранились и продолжают плодоносить. Сад был разбит в форме креста в память о кресте Христовом: каждый братчик ежедневно благодарил Бога за «крест любви, крест братства трудового». Тема креста не была теорией для членов братства: устраивая жизнь по вере, по Евангелию, они сталкивались с немалыми трудностями, исходящими как изнутри братства, так и извне, но несли этот крест в надежде, что их опыт когда-то будет воспринят человечеством.
«Потомки тех, кто жил и воспитывался в братстве и получил в нем творческий импульс, реализованный затем в самых экстремальных условиях жизни под советским режимом», — так, открывая вечер, представил специально приглашенных гостей вечера — внуков братчиков проф.-свящ. Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства.
Георгий Фурсей, внук Андрея Фурсея, первого члена братства Н.Н. Неплюева, его правой руки и управляющего имением, рассказал, что братья и сестры продолжали поддерживать друг друга и после разгрома братства, не боясь отправлять посылки и деньги семьям репрессированных братчиков. Его отец воспитывался в братстве, стал скрипачом и художником. Он погиб в лагере после того, как на вопрос провокатора об отношении к немецкой культуре назвал Моцарта и Бетховена гениальными композиторами. В обвинительном приговоре написано: «За преклонение перед культурой врага». Георгий, воспитанный бабушкой, братской учительницей, выжил благодаря заботе членов братства. Сегодня он — доктор физико-математических наук, вице-президент общественной организации Российской академии естественных наук. Своих студентов он учит не бояться брать на себя ответственность за судьбу страны.
Людмила Федоренко — внучка братского поэта и учителя истории в братских школах Василия Федоренко, любимца Неплюева, сопровождавшего его в поездке во Францию и Польшу в 1898 году. Впоследствии Василий вышел из братства, однако на всю жизнь сохранил «силу нравственного заряда», которая, по словам Людмилы Федоренко, «была заложена Неплюевым и передана его братчикам, как бы ни сложились их судьбы».
Наталья Валентиновна, внучка Семена Черненко, братского селекционера, рассказала, что ее дедушка не только выводил новые сорта деревьев (17 новых сортов груш), но и играл на виолончели, что не было в братстве исключительным случаем. Наряду с общеобразовательными предметами в братских школах преподавали рисование, музыку, пение. Все воспитанники выходили из школы высококвалифицированными специалистами. Но главное — в школах детей окружали христианской заботой и вниманием.
Валерий Авдасев, директор музея «Трудовое братство Н. Неплюева» в с. Воздвиженском, главными духовными наследниками Крестовоздвиженского братства назвал Свято-Филаретовский институт и поддерживающее его Преображенское братство, в которых «в новое время и в иной форме воплощаются христианские идеи Н.Н. Неплюева о неразрывности веры и жизни».
На вечере, в фильме об истории Крестовоздвиженского братства, прозвучало завещание трудового братства, адресованное последующим братчикам и учрежденным в будущем трудовым братствам: «Завещаем помнить, что любовь и уважение к Церкви поместной и Отчизне нашей требует от нас не закрывать глаза, а бесстрашно христианской мерой мерить все язвы родного нам мира и положить все силы духовные на то, чтобы путями, достойными христианской кротости и дела Божия, уврачевать их. Завещаем всем членам Трудового Братства вносить в общую жизнь свою долю и мысли живой, и чувства живого, помня, что как Царство Божье внутри нас есть, так и Братство трудовое в наших умах и сердцах, и вне нас, помимо нас не существует».
Завершился вечер презентацией двух недавно вышедших в издательстве Преображенского братства книг: четвертого тома трудов Н.Н. Неплюева из серии «Беседы о братстве» — «Отчет блюстителя православного Крестовоздвиженского трудового братства от 14 сентября 1899 года до 11 сентября 1901 года» и работы духовного наследника Неплюева — епископа-катехизатора Макария (Опоцкого) «Идеальная община». Все гости и участники праздничного вечера были приглашены на только что открывшуюся выставку «“Он не преклонился перед силой факта”. Н.Н. Неплюев и его Крестовоздвиженское братство».