22 сентября в усадебном доме Е. К. Плотниковой в Архангельске отметили юбилей Николая Николаевича Неплюева (1851-1908), выдающегося религиозного деятеля, создателя трудового православного братства. Почему в нашем городе? Ведь родился Николай Николаевич далеко на юге — на Украине, в Черниговской губернии. Но опыт дела всей жизни Н.Н. Неплюева оказался важным для христианской общины Заостровского храма, что находится под Архангельском. Эта община вместе с Музеем изобразительных искусств и стала инициатором вечера.
Отец Иоанн Привалов, настоятель Сретенского храма, рассказал, как в начале двухтысячных перед ним встал вопрос, как дальше вести людей, как строить христианскую жизнь. «Я знаю, что сейчас этот вопрос задают себе многие священники: да, вроде бы людей собрали, просвещение есть (храм, может быть, уже восстановлен, кружки какие-то действуют), но сердце, душа и совесть требуют чего-то большего — чего?» И тогда именно статья о Н. Н. Неплюеве и его трудовом братстве стала «тем маяком, благодаря которому можно было идти вперед».
«Религия любви»
Кто же он, Николай Николаевич Неплюев? Происходивший из прославленного аристократического рода, владевший огромным состоянием, он был настоящий аристократ по духу. Какая жизнь должна ожидала этого успешного человека? После окончания Санкт-Петербургского университета он был направлен на службу за границу в Императорское посольство, но вдруг всё оставил. «С раннего детства я носил глубоко в сердце религию любви. Там, где я не чувствовал любовь, я буквально болел от скуки… замерзал от духовной стужи… Всем существом своим я чувствовал, что кроме этого земного мира есть мир иной, более сродный природе души моей». Как глубокий призыв он воспринял увиденный им несколько раз сон: он в доме, окруженный крестьянскими детьми; общение с ними наполнено духовной радостью. С этой минуты он посвятит себя воспитанию крестьянских детей. Но сначала вчерашний дипломат идет вольнослушателем в Петровскую сельскохозяйственную академию. По окончании ее в 1881 году в Ямполе, неподалеку от родового имения Воздвиженска, он берет на воспитание крестьянских сирот. Затем организует мужскую сельскохозяйственную школу, где детям преподавались специальные науки, но главной целью было привести их к Богу. Об устроении крестьянских школ (их было несколько) и необычном для нас педагогическом опыте рассказала на вечере член общины Свято-Сретенского храма с. Заосторовье Светлана Чаусова. Один из принципов педагогики Неплюева – воспитание в привычках любви. Из любви к ближнему люди сами добровольно ограничат себя во всем, что необходимо для общего блага. «В работах этого деятеля и философа задевает необыкновенно высокое требование любви во всём: в деле воспитания, в труде, послушании. Он даже вводит особое понятие — «дисциплина любви»», — говорит еще одна участница вечера Марина Петунина, член общины Свято-Сретенского храма с. Заосторовье.
«Человек, который попробовал жить по Евангелию»
Но крестьянские школы были лишь началом. В 1889 году несколько выпускников школы захотели образовать христианскую трудовую общину. Из нее и родилось Крестовоздвиженское трудовое братство, Николай Николаевич Неплюев стал его попечителем. «Человек, который попробовал жить по Евангелию, и это ему удалось», — говорит о Неплюеве отец Иоанн. Чтобы целиком отдать себя служению, Неплюев избирает путь безбрачия. Три основания устроения жизни Крестовоздвиженского братства: вера в Бога Живого и в то, что общинная жизнь есть воля Божья; любовь — верность вопреки конфликтам и всему, что разъединяет; и еще труд. Один из участников вечера, Староста Свято-Сретенского храма Сергей Машьянов, поделился своим открытием после знакомства с опытом Неплюева: без организации на основе добровольной любви невозможно создать христианского сообщества.
Рассказ о внутреннем устроении братства — это целая повесть (сейчас об этом можно прочитать). В братство входили и семьи, и безбрачные люди. Конечно, целью создания такого сообщества было не выживание экономическое (хотя труд там был основан на достижениях передовой науки, и, конечно, это было высокоэффективное хозяйство), главное — это служение Богу. Как во всяком живом деле, трудностей было много. Были и гонения. Но, как сказал Н. Н. Неплюеву отец Иоанн Кронштадтский: «Пошел за Христом — нельзя, чтобы не гнали… Радуйся тому. Это доказательство, что ты служишь делу Божьему, а не делаешь дело человеческое… Рад, что с тобою познакомился, я нашел в тебе истинно русского дворянина, занимающегося истинно дворянским делом».
В 1906 году Николай Николаевич обращается к предстоящему Поместному Собору (который в то время так и не состоялся). Как всегда, он верен себе: он чувствует призыв времени — и говорит о насущной потребности глубокого покаяния всех слоев общества, о необходимости восстановления института катехизации («все верующие должны пройти эту школу, чтобы иметь ум и сердце крещенными»), которая была бы не обучением теоретическим «богословским наукам», а научением жить по заповедям любви. Это глубочайшее слово пророка прозвучало накануне революций, мировой войны и всех тех испытаний, которые вскоре выпадут на долю России.
Н. Н. Неплюев умер в 1908 году. Последние годы жизни он мечтал организовать Всероссийское братство на основе приходов, которые должны стать живыми клетками церковного организма. По его мысли, вера не должна быть отвлеченной. Но проект этот осуществить не удалось.
А братство просуществовало около полувека, до времени, когда выжить уже было невозможно: советская власть не могла допустить деятельности христианской трудовой общины на духовной основе, в 1929 году была репрессирована большая часть его членов.
У каждого есть историческое призвание
В нынешнее время всеобщего равнодушия, бесчувственности к судьбе страны, разъединенности Николай Николаевич Неплюев возвращает нас к главному. Он говорит об историческом призвании в каждое время целых групп общества и отдельного человека. По Неплюеву, главным классом, который должен взять на себя ответственность за улучшение жизни народа, крестьян, должен был стать класс помещиков. Н. Н. Неплюев отмечает, что это не жертва со стороны помещика, потому что тогда и его жизнь, некогда пошлая и бессодержательная, обретет смысл. Одно из самых интересных сообщений на вечере — о социологических идеях Неплюева, пока еще мало изученных и, как видится, очень важных для нас сегодня, — сделала Татьяна Глушко, член общины Свято-Сретенского храма с. Заосторовье. Тоже что и Чаусова Светлана (это все братские люди) Вечер проходил в одном из залов музея перед прекрасным полотном Шарля Бенуа Митуара. В прошлом году, когда в Заостровский приход приехала группа паломников из Москвы, именно они обнаружили в доме Плотниковой огромное полотно, занимающее целую стену комнаты. На нем — необыкновенной красоты люди: семья поручика Ивана Неплюева (он с женой и тремя детьми) — деда выдающегося христианского деятеля. Старший мальчик на картине — отец Николая Неплюева. О том, как портрет чудесным образом попал из Киева в Архангельск, а впоследствии, в 90-е, был отреставрирован, рассказала Елена Иосифовна Ружникова, замдиректора по научной работе дома Плотниковой. Картина — действительно украшение музея. Она словно объяла всех присутствовавших необыкновенным светом красоты и благородства. Под этим знаком прошел памятный вечер о нашем удивительном соотечественнике Николае Николаевиче Неплюеве.
Выражаем благодарность организаторам вечера, особенно Ирине Пономаревой, члену общины Свято-Сретенского храма с. Заосторовье, о. Павлу Бибину, клирику Сретенского храма.
Информационная служба Преобаженского братства