Свящ. Николай Опоцкий «Как отрезвить себя и друзей наших»

  • 18 октября 2011 в 09:44:25
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 944
  • 0
 

 

Предлагаем вашему вниманию статью свящ. Николая Опоцкого «Как отрезвить себя и друзей наших (иерейское письмо к читающему)», написанную им в 1914 г.

Жизнь епископа Макария — это живое воплощение слов Спасителя: «Если Меня гнали, и вас будут гнать» (Ин 15:20). Он выстоял в этих гонениях и сохранил верность Богу и Церкви до конца. С полным правом епископа Макария (Опоцкого) можно назвать исповедником веры. Сегодня его имя заслуженно занимает достойное место в одном ряду с такими исповедниками веры и новомучениками как сщмч. Анатолий Жураковский , св. праведн. Алексей и сщмч. Сергий Мечевы, прпмц. Мария (Скобцова) , исповедник веры архимандрит Сергий (Савельев) и другими подвижниками ХХ века.

 Как отрезвить себя и друзей наших (иерейское письмо к читающему)
 

«Не будь винопийца»

(Прит. 23:20).

«Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф 5:18).

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш — диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет 5:8).

Возлюбленный слушатель мой!

 

Как пастырь я хочу побеседовать с тобою об ужасном и пагубном бедствии нашем — о народном пьянстве, которое поглощает в течение года до 900 миллионов рублей и тем более и более разоряет наш народ и материально, и нравственно. Лично я непрестанно скорблю об этом общественном горе, умоляю Господа сжалиться над нами и послать нам великого Советника и Утешителя — Ангела, да уничтожит беду, да отрезвит народ и приведет его к познанию Бога и праведной жизни, завещанной Христом. Кроме молитвы я проповедую народу о трезвости как главной добродетели, без которой не может быть даже речи о христианской, богоугодной жизни. Объясняю вред и все безобразие пьянства, призываю всех вступить в Общество трезвости. И с тобою я хочу поговорить здесь о том, как и что мог бы и ты сделать для охраны своих соседей от пьяной привычки, какие меры должен предпринять для отрезвления народа своего.

Представь себе, друг, что в нашу местность нежданно забежал бешеный волк. Одних из наших соседей он укусил, сделав небольшую рану на теле, так что укушенные сначала не почувствовали никакой боли, даже весело смеялись, радуясь, что остались живы. Но вот яд звериных зубов, пущенный через рану в кровь, дошел до головного мозга. Вдруг рассудок отравленных помрачился, мысли стали путаться, в глазах потемнело, все окружающее заколебалось, зашаталось. Отравленные впали в легкое помешательство, заговорили что-то непонятное, бессмысленное или смешное.

Других же этот зверь так больно укусил, что они сразу же сошли с ума: со всеми стали ругаться, произносить скверные, неприличные (матерные) слова; стали бить посуду, ломать мебель, драться и бить своих домашних — жен, детей, прислугу и других.

И, наконец, третьим из нас этот зверь своими зубами нанес такую глубокую рану, что они вскоре же лишились чувств и умерли в страшных муках и предсмертных конвульсиях.

Если бы это на самом деле случилось (чего, конечно, не дай Бог), то, спрошу тебя, мой друг, уже ли ты позволил бы этому лютому зверю оставаться и жить в своей местности, уже ли не принял бы никаких мер предосторожности от нападения этого страшного, вредного зверя? Я убежден – ты так ответишь мне: «нет, сохрани меня Бог от такой беспечности; я тогда ни на минуту не задумался бы, что надо делать; я немедленно употребил бы все, что могу, чтобы убить или прогнать зверя; в противном случае он всех нас изуродует, сделает страдальцами или преждевременно отправит в могилу.

Я уверен, что все мы — здравомыслящие — прежде всего поспешили бы спасти своих детей от зверя, сразу увели бы их с улицы домой и настрого запретили бы им выходить на улицу. Боязливые из нас сами поспешили бы укрыться от бешеного волка. Те же, кто посильнее да поумнее из нас, я верю, — взял бы ружья, топоры, вилы, колья и дружною толпой пошли бы на волка, общими силами постарались бы убить его или, по крайней мере, прогнать из своей местности, чтобы оградить на будущее время себя и свои семьи от сильных страданий, болезней, слез и мучительной смерти, причиняемой зубами зверя.

Друг мой! Хочешь ли ты знать, что подобный зловредный зверь, даже более ужасающий, уже давно, давно рыщет по всей матушке Руси — по всем городам, и селам, и деревням. Рыщет он, к сожалению, и в нашем месте. Этот свирепый волк — есть пьянство, или непреодолимое влечение русских и особенно простых крестьян и фабричных рабочих пить водку, заключающую в себе спирт, который, по свидетельству докторов, для тела нашего — настоящий яд, отравляющий кровь, расстраивающий здоровье наше, притупляющий умственные способности и даже причиняющий смерь (паралич сердца).

О! сколько бед, скорбей и всякого рода преступлений принес и теперь еще приносит нам этот зверь — это горькое пьянство, эта страсть к водке!

С ненасытной жадностью нападает этот зверь главным образом на наш простой рабочий народ и целых 20 000 человек ежегодно безжалостно и преждевременно уносит в могилу. О, ужас! О страх! 20 000 погубленных душ, непокаявшихся ежегодно нисходят в ад и там вечно томятся.

Подумай, друг, ведь, это целый и довольно большой город ежегодно исчезает с лица земли.

А сколько людей сводит с ума пьянство водкой, страшно даже представить.

По мнению одного доктора (проф. Мержеевского) в наши дома умалишенных ежегодно поступает 42%, т.е. из 100 умалишенных 42 человека, которые обязаны своим сумасшествием пьянству. Другой профессор заявил, что в одной больнице для умалишенных в г. Берлине 70%, т.е. из 100 человек умалишенных 70 человек — пьяницы. Вообще по свидетельствам, полученным как за границею, так и у нас в России, оказывается, что на каждую тысячу человек мужского и женского пола приходится 3 человека — умалишенных. В Европейской России круглым числом можно считать 130 миллионов народонаселения; следовательно, в нашем отечестве 390 тысяч человек — умалишенных, из которых более половины, до 70%, именно до 273 тысяч человек лишились рассудка, обратились в живых мертвецов потому, что или сами пьянствовали, или их родители были пьяницами.

Подумай, возлюбленный, 273 тысячи сумасшедших, никогда и ни для кого не нужных людей, только обременяющих расходами и заботами своих близких родственников, вот сколь ужасная жертва пьянства!

О, ужас! О, позор! О, срамота!

Ужели ты, друг мой, не содрогнешься при одном представлении такого множества безвозвратно погибающих?! 20 тысяч уходит преждевременно в могилу от водки, 273 тысячи сумасшествуют, становятся хуже и опаснее бессмысленных скотов.

Ох! Какое это великое горе наше, какая злая беда для всей нашей родины! Представь еще, друг, сколько самых горьких и безутешных слез пролито над этими жертвами пьянства бедными отцами и матерями, мужьями, женами, детьми и родными! Сколько людей погибает ежегодно от буйства и свирепости пьяниц; сколько совершается пьяницами преступлений, разврата, насилия девиц, драк, кровопролитий и убийств, трудно даже перечислить!

Впрочем, зачем много говорить о сумасшедших – пьяницах. Возьмем и посмотрим на обыкновенного пьяного человека: с которого лучше сравнить, как не с тем же сумасшедшим, безумным зверем. Под влиянием охватившего желания и привычки выпить человек выпивает стаканчик, два и более водки, а вместе с нею вводит в кровь значительную часть (40%) одурманивающего спиртного яда. Сначала выпивший не замечает опасности для своего здоровья и даже смеется и весело болтает все, что придет в голову.

Но вот, введенный вовнутрь яд быстро распространяется по телу, ударяет в голову. Последняя начинает кружиться, рассудок теряется, мысли путаются, язык лепечет всякую бессвязную чепуху. Далее, яд ударяет в ноги; они теряют твердость. Пьяница идет, спотыкаясь и качаясь во все стороны, и даже падает и лежит, как свинья, на улице, часто в грязи.

Скажи мне, возлюбленный, — в здоровом состоянии такой человек или в больном? Конечно, ты ответишь, — он больной, расслабленный человек. Он, так сказать, во временном легком помешательстве.

Но если в начале для веселья пьющий позволяет себе пить водку без всякой меры, то опьянение бывает еще более сильное и безумное. Таковой окончательно теряет всякую разумность: сквернословит, бьет посуду, ломает мебель, издевается над женой, детьми, часто незаслуженно бьет их и гонит из дома на улицу, на холод. Случается, что бьет самого себя, рвет на себе волосы, платье, бросается в воду и тонет или в петлю и давится. Много есть случаев самоубийств пьяниц.

Так называемые запойные пьяницы доходят и в своей домашней жизни до полного одичания и зверства и наконец до хмельника, т.е. до белой горячки, когда несчастного пьяницу преследуют ужасные привидения.

Расскажу из моих два случая, показывающие, до какой дикости может дойти пьяница.

13 января 1897 года, в Старо-Залисе Вольмарского уезда был такой случай: сидели в кабаке два крестьянина, выпили, заспорили и, наконец, стали друг перед другом хвастаться, кто что может сделать; наконец, один из них, увидевши воробьев, спросил своего товарища: «Можешь ли ты съесть трех воробьев со всеми перьями?» Последовал утвердительный ответ и безобразники побились об заклад на ½ штофа водки и три бутылки пива. Предложивший заклад схватил ружье, выстрелил в воробьев и трех из убитых передал товарищу, который тут же потребовал соли и, обмакивая в ней воробьев, с перьями съел их (Вестн. Трезв. 1897 г., № 45).

Ну, посуди теперь, друг, возможно ли подобных людей назвать здоровыми, умными, порядочными?

Да слыхано ли где, чтобы здоровый, умный человек стал есть воробьиное сырое мясо и еще с перьями?! Значит пьяница – не умный человек, а безумный кровожадный зверь.

А вот и еще ужасный факт, говорящий о зверском нраве пьяниц. Крестьянин села Дятькова Брянского уезда Василий Москвичев, молодой еще, — 22-летний человек, вернулся домой пьяный и подошел к лавке, на которой лежал его незаконный сын Василий 2 лет. Москвичев стал его спрашивать, кто сломал доску на полу, но мальчик мог только ответить: «мА» — «мА». Тогда пьяный отец начал бить мальчика, ударил его о лавку. Мальчик заплакал. Отец стал наказывать его розгами; когда же ребенок расплакался пуще прежнего, то отец взял полено и три раза ударил его по голове. Ребенок умер; причем вся голова у него была разбита поленом. Отец же после такого ужасного злодеяния опять отправился в кабак (Вестн. Трезв. 1897 г., № 45).

Друг! Как бы ты назвал подобного изверга-отца? Я же, как пастырь, по своей иерейской совести не иначе назову, как дикий и бешеный зверь.

Послушай, как называет и изображает пьяницу великий пастырь церкви Иоанн Златоуст: «Пьяница отвратителен для жены, несносен для всех… Упившись, он скрежещет зубами, терзает члены тела своего, выворачивает свои глаза, как пес бесстыдничает, чуждается своего жилища, валяется по земле; пена у него течет изо рта, как у бешенной собаки; глаза, уши и ноздри свои все сделал он вместилищем смрада и мокрот зловонных. Страшное зловоние исходит из гортани его, так что трезвому и минуту тяжело пробыть близ него… Сколько ни есть на земле и в воде зверей и гадов, но всех хуже пьяница…» (Из слова о пьянстве из Статира).

А какую бедноту и скудость в жизни родит пьянство! В доме пьяницы постоянные недостатки и даже полное хозяйственное разорение. Почему это? Всякий из нас знает. Завелась лишняя копейка, рубль в доме, пьяница употребит его не на семью и хозяйство, а на водку или пиво. Наступил праздничек Господень, — пьянице без водки праздник — не праздник. На последние гроши он покупает водку, чтобы одурманить себя и гостей своих. Поехал пьяница продавать на рынок лен, сено, хлеб, с барышей он непременно выпьет. Были случаи, что ни одной копейки не привезет домой. Поедет ли пьяница на мельницу рожь или овес молоть и там продаст часть муки и пропьет. Получил пьяница месячное жалование за работы, непременно с получки выпьет, нередко, что и все жалование пропьет или проиграет в карты.

Суди же теперь, откуда тут достатку быть, когда все, с большим трудом заработанное, идет на покупку водки.

А сколько еще не виданных для нас слез за пьянство мужей, отцов и сынов проливают ежедневно их бедные жены, матери, дети; сколько самых горьких обид, незаслуженных ругательств и побоев терпят они, несчастные, от своих пьяниц.

Наверное, ты, дорогой мой, все это хорошо знаешь. Если же не знаешь, то почитай побольше книжек о вреде пьянства и ужаснешься тому, какие мерзости и преступления чинят пьяницы. Вообще, все более и более мрачною и ужасающею становится картина жизни нашей от ужасов пьянства.

Итак, что же, друг мой, уже ли мы будем еще терпеть живущего среди нас этого страшного, безумного зверя — пьянство, так безжалостно мучающее многих и безвозвратно губящее столь многие души?! уже ли мы по легкомыслию и потворству злу не обратим никакого внимания на это общее бедствие? уже ли не примем никаких мер к прекращению беды? уже ли не решимся общими силами восстать против страшного Голиафа — пьянства?

Если мы будем медлить в этом деле отрезвления народа, то дождемся такого ужасного времени, что и житья нам не будет от пьяниц. Уже и теперь многие стонут и плачут от них, но настанет время, что сами себя убивать будут от горя и кручины. Довольно, кажется, и на своем небольшом веке мы наслышались ссор, бранных слов, навиделись драк, убийств, слез и бедности целых семей от пьянства. Кажется, можно уже убедиться во вреде винопития.

Наверное, ты скажешь, друг мой, да, я искренне хочу начать борьбу с пьянством, но как бороться с ним успешно, как и чем побудить его, не знаю.

По опыту личной жизни моей я готов и здесь дать тебе наставление в этом деле.

Если ты хотя и умеренно пьешь водку и пиво, то прежде всего начни с себя самого, полюби полное воздержание от употребления спиртных напитков, дай обет полной трезвости. Нельзя других врачевать тому, кто сам болен, нельзя в других обличать грех, которым сам одержим. Здесь и одна рюмка — большое зло. Допустим, что ты умеренный: выпил рюмку, две и — довольно. Но вот слабый — невоздержанный увидел, что ты пьешь. Ему важно и поучительно не умеренность твоя, которую он не видит, а важен пример винопития. «Такой-то почтенный NN, — скажет невоздержанный, — я видел, — пил водку, значит, пить можно, а мера — душа: сколько хочу, столько и пью».

Да и сам ты, друг, не застрахован от того, чтобы выпить и другую, и третью рюмочку, пока не почувствуешь веселья. Ведь недаром же и пословица сложилась: «первая рюмка — колом, а вторая — соколом», значит, — более приятна. Не без основания и библейский мудрец говорит даже: «Не смотри на вино: как змей оно укусит и ужалит как аспид» (Прит. 22, 31).

А давши обет трезвости, молись Господу и Его Пречистой Матери, проси у Них помощи устоять в своем обете.

Далее, беги от соблазнителей — соседей, товарищей, любящих попойки и угощения водкой. Трезвеннику естественно искать общения и содружества с трезвыми людьми.

В единении сила. Поэтому мы, трезвые и благомыслящие люди, должны сплотиться в один братский союз — общество, чтобы взаимно поддерживать один другого в исполнении обета трезвости. Слава Богу! теперь на Руси таких обществ уже много. Всякий трезвенник может найти такой союз, примкнуть к нему и найти в нем поддержку себе в добродетели трезвости.

1) Выяснение себе самому ясных понятий о трезвости и о вреде пьянства, 2) обет трезвости перед св. иконой, 3) усердная молитва о помощи Божией и 4) частое общение с трезвыми людьми — вот четыре могучих оружия для охраны себя от пьянства.

Но еще недостаточно только самому отрезвиться и жить богобоязненно. Необходимо и слабым — невоздержанным подать руку помощи, помочь им бросить дурную привычку пить водку.

Эта привычка держится главным образом на полном непонимании всего позора и вреда от пьянства и на неясном представлении красоты трезвости.

Отсюда прямая обязанность каждого трезвенника, понимающего благо трезвости и вред водки, при всяком удобном случае разъяснять своим невоздержанным соседям вред и позор пьянства, — убеждать их перестать пить водку и вино, для чего дать перед Богом обет полной трезвости сначала хотя бы на срок, а потом и навсегда.

Великую услугу окажет трезвенник делу трезвления народа, если уничтожит обычай угощения водкой в своем доме при всех праздниках, при радостных и печальных случаях, когда нередко до скотоподобия напиваются вином. Трудно это сделать, трудно разрушить веками установленный обычай; зато лишнего греха избежим, удалив от друга соблазн — выпить, хотя на время удержав его от винопития. Правда, сосед, родственник может оскорбиться отсутствием у тебя водки, будет упрекать в скупости; что же? Потерпи скорбь и обиду неправедную, за то награду великую получишь от Христа. Сам Он так говорит: «Побеждающему дам сесть со мной на престоле Моем» (Откр. 3, 21).

Итак, возлюбленный мой Трезвенник, поспеши и ты с прочими трезвенниками на дело Божие, на дело распространения здравого учения о трезвости и о вреде пьянства.

1) При всяком случае говори, читай и объясняй невоздержанным, что в настоящее время по свидетельству лучших докторов водка признана ядовитым напитком, что спирт, находящийся в водке, есть довольно сильный яд, вроде мышьяка, сулемы, стрихнина, фосфора и т.п. Только этот яд отравляет человека не сразу, а исподволь, медленно и не одного его, но и все потомство до третьего рода. Если же много выпить водки, то и сразу можно отравиться и умереть. И отравление от водки особое, не такое, как от других ядов. От приема последних сейчас же — рвота, корчи и смерть. А от спирта пьяница умирает несколько лет, если не опьется сразу. Потому-то пьянство и не считается отравлением, что последнее незаметно для наблюдения.

2) Далее, сколько можешь, жертвуй деньгами на это же дело. Покупай и раздавай книжки о вреде вина для здоровья и о тяжести греха пьянства пред Богом, ибо многие пьянствуют потому, что не сознают и не чувствуют всей преступности пьянства пред Богом.

3) Старайся напоминать невоздержанным слова Святого Писания, предупреждающие от вина и пьянства. Говори, что еще Премудрый Соломон предостерегал от вина, говоря: «Не смотри на вино...: как змей оно укусит и ужалит как аспид» (22 гл. 31). «Не будь винопийца» (23 гл. 20). Сам Господь предупреждал нас: «Смотрите, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» (Лк 21:34). Святой ап. Павел убеждает: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф 5:18). Он же предупреждает, — что «пьяницы … Царствия Божия не наследуют» (1 Кор 6:10). При этом объясним, что, продолжая пьянствовать, они оказываются ослушниками — непокорными Самому Христу и верными рабами дьявола, за что будут навеки осуждены в геенну огненную.

4) Затем, желающим отрезвиться объясни силу и значение личного обета трезвости. Скажи, что в очах Божиих обет (обещание) стать трезвенником имеет великую цену, так как обнаруживает в нас искреннее желание доброй трезвой жизни и ненависть нашу к прежней, порочной пьяной жизни. Ведь известно, что «Господь и доброе намерение целует», и подает руку помощи во исполнении благого произволения.

Для самих же, решившихся бросить пьянство, обет является самою верною охраной от соблазна выпить при праздничных угощениях вином. Мне лично известно, что даже пьющие вино опасаются угощать водкой трезвенников, давших обет. Да и сам трезвенник вспомнив обет трезвости, данный пред Св. Иконой, побоится Бога, карающего нарушителей обетов, ибо «страшно впасть в руки Бога живого» (Евр 10:31).

5) Наконец, еще совет тебе, дорогой трезвенник: глубоко верь сам и других убеждай верить в ходатайство за нас святых угодников Божиих. Как при жизни своей, так по отшествии отсюда святые продолжают заботиться о нашем спасении от грехов наших и нередко являются перед нами чудодейственную руку свою для спасения погибающих.

Поэтому и сам всегда призывай в молитвах своих угодников Божиих и других, особенно невоздержанных в вине, советуй обращаться за помощью в борьбе со страстями к угодникам Божиим. Они наши небесные, сильные и любящие друзья, которые не заставят нас долго молиться, скоро придут на помощь и прогонят ненавистную для нас привычку или страсть.

А чтобы ты, возлюбленный, знал, как заботятся о спасении погибающих от пьянства святые, я передам тебе на память и назидание следующий случай, бывший в моей иерейской практике и записанный очевидцем (псаломщиком) в Новгор. Еп. Вед. За 1901 г. № 17.

«В селе нашем… приходской храм имеет храмовою икону Св. Апост. И Еванг. Иоанна Богослова … Среди населения эта Св. икона в большом почете и уважении. Прихожане нередко говорят, что все они осязательно чувствуют покровительство над собою Св. Иоанна Богослова.

На днях же в нашем храме совершилось событие, которое по всей справедливости должно быть признано по истине чудесным. Событие это следующее:

В зажиточном мещанском семействе посада Сольцы, проживающему в д. Пуп Псковской губ., при почтенном старике-отце жил сын, холостой парень лет 25. Этот молодой человек всю свою молодость проводил в разгуле и пьянстве; последним он увлекался при всяком удобном случае. Никакие увещания стариков-родителей, ни явные тяжкие последствия от получаемых им в пьянстве побоев от сотоварищей не могли отклонить его от винопития.

В первых числах августа месяца (1901 г.) Иван Васильев (так зовут этого молодого человека) сильно запьянствовал вне дома.

С 4-го по 5 августа он явился домой, а утром 5-го, когда он, больной от долгого пьянства лежал на чердаке своего дома, пришла к нему мать и вместе с увещанием, обращаясь к нему, употребила ужасные слова материнского проклятия. По уходе ее, — как рассказал потом сам Иван Васильев, — ему сделалось настолько стыдно, что он решил тут же повеситься и, недолго думая, привел свое решение во исполнение.

Но милость Господня еще не оставила безумца: проходившая внизу по сеням его сестра услышала необычайное хрипение повесившегося, поспешно прибежала к нему и с помощью ножа освободила его от веревки. Затем были приняты кое-какие домашние меры к возбуждению его, но Иван оставался в беспамятстве, хотя был жив и в таком положении находился до вечера 6-го августа. Много мысленно перестрадали в это короткое время его родители, но страдания их еще усугубились, когда 6-го вечером Иван очнулся, но оказался глухонемым, а правая рука была совершенно парализована.

Наступила ночь с 6-го на 7-е авг., ночь, проведенная в сильных нравственных страданиях и родителей, и их несчастного сына. Около 7 часов утра 7 августа больной Иван как бы забылся.

Вдруг является ему в видении очень седой старец, взял его за парализованную руку чуть повыше кисти, приподнял его и сказал: «иди в Велебицы к о. Николаю, послужи молебен Иоанну Богослову, поговей, исповедуйся и причастись Св. Тайн, да дай какой-нибудь обет Богу, исполни его, и Бог простит тебя».

После этих слов видение исчезло. Иван очнулся, и к великой радости его и всех окружающих парализованная рука владела, как здоровая, но сам оставался все еще глухонемым. Родители знаками объяснили ему, что они намерены ехать к доктору, но Иван дал им понять, что хочет что-то написать. Когда ему подали бумагу и карандаш, он с помощью оздоровившейся руки написал вышеперечисленные слова явившегося ему старца и просил отца немедленно же отправиться в с. Велебицы.

К утру 8 августа они прибыли в Велебицы, где в это время совершалась служба. Старик-отец объяснил священнику цель их прибытия и просил после утрени отслужить перед иконой Св. Ап. и Еванг. Иоанна Богослова молебен с акафистом и с прошением об исцелении болящего Иоанна, что и было исполнено.

После молебна старик-отец передал священнику о случившемся несчастии с его сыном и о желании последнего отговеть в В. Церкви, на что и последовало разрешение священника с указанием на ближайшие дни богослужения 12-го и 13-го августа.

По выходе из церкви старец-отец с больным сыном зашли в дом к своему родственнику — кр. С. В. Петру Яковлеву. Здесь глухонемой знаками попросил бумаги и карандаш и, воздавая славу Богу, написал, что около половину молебна он исцелился от глухоты — как и прежде все слышит хорошо и понимает. Радости родителей не было конца. Ивану задавали разные вопросы, на которые он давал обстоятельно письменные ответы.

В воскресенье, 12-го авг., отец с немым сыном явился в В. Церковь, а 13-го, в день Св. Тихона Задонского, покровителя местного общества трезвости (перед Литургией Иван исповедовался «немою исповедью», а на Литургии сподобился причаститься Св. Таин).

По окончании обедни, после молебна Св. Тихону Задонскому, Иван с отцом зашли к родственнику своему. Когда пришло время обеда, Иван стал на молитву и начал мысленно молиться, хотел мысленно призвать имя Господне, но … вместе с мысленным призыванием этого великого имени открылись уста немого и язык внятно произнес имя Господне: «Господи благослови». Так закончилось совершенное исцеление немого Ивана.

Услышав о такой милости Божией, явленной горькому пьянице, я пригласил исцелившегося к себе, и Иван сам вновь рассказал мне о всем случившемся с ним. Событие это совершилось на глазах всего села, поэтому оно крепко теперь хранится в памяти всех прихожан.

Поистине дивен Бог во Святых Своих и не хочет смерти грешника. Иван дал обет отслужить в В. Храме 12-ть обеден о своем здравии и на год записался в члены Велебицкого общества трезвости.

Друг мой! — трезвенник! внимательно прочитав сейчас настоящую историю явления небесного старца, так милостиво спасшего погибавшего от водки, ты, наверное, сам догадывался о том, какие еще могущественные, благодатные средства хранятся в православном нашем храме для оздоровления и тела нашего и души?!

Эти благодатные средства: 1) хождение к церковным службам и служение молебнов Пресв. Богородице и местнопочитаемым угодникам, 2) говение, исповедание духовнику своих грехов, 3) причастие Св. Тела и Крови Господней и 4) добровольное наложение на себя (обещание) какого-нибудь доброго дела.

Сам с любовью и усердием пользуясь этими орудиями в борьбе с душепагубными привычками и в том числе с привычкой пить, уговаривай, умоляй, дорогой мой, всех родных и соседей твоих благоговейно пользоваться этими средствами. Уговаривай ходить чаще в храм Божий и служить молебны проще всего храмовым святым; советуй чаще говеть, исповедоваться и причащаться Св. Тайн, ибо в них заключены великая спасающая сила Божия, убеждай невоздержанных вступить с тобою и твоими союзниками — трезвенниками в братский союз трезвости; пообещай ему свою помощь и поддержку в доброй трезвенной жизни. А о давшем обеты трезвости надо молиться как о своем брате, посещай его, беседуй и молись с ним. И верь, заботы, труды, молитвы твои о брате не будут напрасны. Господь укрепит любовь твою к делу спасения, соделает тебя могучим в этой жизни; а грешного, пьяного товарища твоего вразумит и твердо поставит на путь новой, благочестивой жизни.

 

Доброход твой Иерей Николай.

1913 г.

Декабря 17 дня.

Текст приводится по изданию: Опоцкий Н., свящ. Как отрезвить себя и друзей наших : (Иерейское письмо к читающему). СПб. : Тип. И.В. Леонтьева, 1914. 27 с.

Сайт братства «Трезвение»

 

В Интернет-магазине "Предание" имеется книга автора: "Идеальная община и путь к ее восстановлению".

 

Краткая биографическая справка

Николай Михайлович Опоцкий (впоследствии — еп. Макарий) родился 16 ноября 1872 г. в посаде Сольцы, Порховского уезда, Псковской губернии в семье чиновника министерства внутренних дел [1]. После окончания Белозерского духовного училища [2] и Новгородской духовной семинарии [3] в 1896 г. был рукоположен в дьякона Любнинской церкви Старорусского уезда. В 1897 г. состоялась его пресвитерская хиротония и назначение заведующим и законоучителем Велебицкой второклассной, одноклассной и Михалкинской школ [4].

В 1902 г. овдовел. С 1902 по 1906 гг. обучался в Московской духовной академии [5]. Около 1904-1905 гг. познакомился с Николаем Николаевичем Неплюевым (1851-1908) — потомственным аристократом, основателем и блюстителем Крестовоздвиженского православного трудового братства (1889-1929). Вдохновившись опытом Н.Н. Неплюева, организовал Трудовое братство в с. Велебицы Новгородской губернии, где с 1908 г. служил настоятелем храма св. Иоанна Богослова [6]. В 1910 г. братство было закрыто указом правящего архиерея. В 1914 г. на епархиальном миссионерском съезде представил два доклада о реформе прихода, в которых показал возможные пути возрождения и обновления приходской жизни [7]. С 1915 по 1918 гг. нес служение уездного наблюдателя церковно-приходских школ [8]. Затем был назначен на должность епархиального миссионера [9].

1920 г. по благословению патр. Тихона начал готовиться к епископской хиротонии. В 1921 г. пострижен с именем Макарий. В 1922 г. в Храме Христа Спасителя был хиротонисан во епископа Крестецкого обновленческими архиереями старого поставления [1]0. Однако уже через два месяца, разобравшись в сути обновленческого движения, решительно порвал с ним. Его бескомпромиссная позиция не осталась без последствий: в 1923 г. президиумом ВЦУ был уволен на покой с запрещением священнослужения [11].

В 1924 г. направил письмо патр. Тихону, в котором изложил непростые обстоятельства своей епископской хиротонии и испросил благословение на служение епископом-катехизатором. В том же году был принят патр. Тихоном в общение и получил назначение в г. Череповец, викарным епископом [12]. Организовал в с. Богородское Череповецкого уезда православное братство и кружок-сестричество. Активно противостоял обновленцам и добился восстановления позиций «тихоновской» церкви в Череповецкой губернии. В 1926 г. за свою деятельность был осужден и выслан на Соловки [13].

В 1928 г. после досрочного освобождения из Соловецкого заключения поселился в Новгороде как заштатный епископ [14]. В этом же году организовал Религиозно-Трудовое братство. В 1933 г. по доносу был арестован. Во время следствия на допросе в ГПУ в мае 1933 г. заявил: «от учения Христова отказаться не могу, а равно от организации трудовых братств» [15]. Был приговорен к 5 годам концлагерей с заменой на высылку в Северный край [16].

Вернувшись из ссылки, летом 1934 г. поселился в г. Галиче Костромской области, где организовал православное братство [17]. Одновременно с возникновением братства в Галиче, братская жизнь была возрождена в Новгороде и Череповце. При этом все братства, которые окормлял еп. Макарий, находились в общении. К 1937 г. братский круг составлял в общей сложности около 70 человек [18] и охватывал Галич, Новгород, Череповец, Ленинград, Киров и Буй Костромской области [19].

Владыка Макарий (Опоцкий) скончался 9 ноября 1941 г., похоронен на Петровском кладбище в Новгороде.

1. Архив УФСБ по Новгородской области. Д. 1а/12983. Л. 4.

2. Бронзов А.А. Белозерское духовное училище за сто лет существования (1809-1909 гг.). Сергиев Посад, 1909. С. 669.

3. ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 2788. Л. 4-4 об.

4. РГИА. Ф. 796. Оп. 438. Д. 1165.

5. ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 2788. Л. 19-19 об.

6. РГИА. Ф. 796. Оп. 438. Д. 1165.

7. Опоцкий Н., свящ. Идеальная община и путь к ее восстановлению: (Два доклада о приходе и его реформе). СПб., 1914.

8. Архив УФСБ по Вологодской области. Д. П-3711. Л. 65 об.

9. ГАНО. Ф. 481. Оп. 1. Д. 2. Л.9.

10. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 197. Л. 116-118.

11. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 197. Л. 117 об.

12. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 273. Л. 71.

13. Архив УФСБ по Вологодской области. Д. П-3711. Л. 150.

14. Архив УФСБ по Новгородской области. Д. 1а/12983. Л. 115 об.

15. Архив УФСБ по Новгородской области. Д. 1а/12983. Л. 211 об.

16. Архив УФСБ по Новгородской области. Д. 1а/12983. Л. 212.

17. ГАНИКО. Ф. Р-3656. Оп. 2. Д. 2009 (1). Л. 7.

18. ГАНИКО. Ф. Р-3656. Оп. 2. Д. 2008 (1). Л. 9.

19. ГАНИКО. Ф. Р-3656. Оп. 2. Д. 2009 (1). Л. 9; ГАНИКО. Ф. Р-3656. Оп. 2. Д. 6389. Л. 9

Свящ. Николай Опоцкий «Как отрезвить себя и друзей наших»

Powered by module Blog | Reviews | Gallery | FAQ ver.: 5.10.0 (Professional) (opencartadmin.com)