Интервью со свящ. Христофором Д’Алоизио, президентом Всемирного православного братства «Синдесмос», по итогам Международного молодежного фестиваля, организованного «Синдесмосом» 2-9 августа в Риане, (Франция).
Вопрос: О. Христофор, что, по Вашему опыту, привлекает современных молодых людей в церковь? Что это за люди и чего они ищут?
Свящ. Христофор Д’Алоизио: Не думаю, что мы можем сделать принципиальное различие между молодыми людьми и всеми остальными. Церковь всегда привлекает одним и тем же — личностью Христа. Он — жизнь, Он — надежда, Он — цель, Он — Альфа и Омега. Он привлекает всякого человека.
Но некоторые аспекты современной церковной жизни могут создавать трудности для многих людей, в том числе, и для молодых. И конечно, они известны; не думаю, что я скажу что-то новое. Например, читать Писание так, что его не слышно или не понятно — это все равно, что его прятать. Думаю, сегодня во многих наших церквях люди не понимают Писание, не понимают литургию, и это едва ли способствует их включенности в церковную жизнь.
Если Писание и молитвы читаются не для того, чтобы их понимать, то почему бы не читать их, скажем, на языке оригинала? Я знаю, что сегодня в России активно обсуждается вопрос о переводе богослужебных текстов с церковно-славянского на русский. Но если мы не переводим тексты на русский, почему бы не читать Писание по-гречески? Ведь язык оригинала — греческий, а не славянский. Церковно-славянский — это уже перевод.
Для меня этот вопрос имеет огромное значение. И это важно для всех людей, независимо от возраста. Безусловно, англоговорящий человек, живущий, скажем, в Румынии, и не понимающий ни слова в литургии не перестает быть членом церкви, причастником Христа. Я не хочу сказать, что мы не участвуем в литургии, когда не понимаем ее. Но если можно приложить определенные усилия, чтобы сделать многое в богослужении более понятным для людей, то я не вижу препятствий к тому, чтобы это сделать.
Я знаю, что в вашем братстве этой проблеме также уделяется большое внимание, что с этим связано призвание вашего движения. Думаю, иметь такое призвание и ощущать его именно как свое призвание от Бога — это настоящий дар Божий.
Еще одна очень важная проблема в церкви — это клерикализм. Но не меньшей проблемой является антиклерикализм. По-настоящему уравновешенный, церковный подход не связан ни клерикализмом, ни с антиклерикализмом, нужно вообще забыть о самой диалектике клерикализма и антиклерикализма и вернуться к основам существования церкви, ко Христу, и увидеть, как церковь выявляет себя в совершении Евхаристии, потому что именно Евхаристия определяет структуру церкви. И если мы попытаемся сделать более понятным, что народ совершает Евхаристию вместе с клиром, а клир, возглавляющий ее совершение, сослужит вместе со всем народом, тогда нам удастся преодолеть диалектику клерикализма и антиклерикализма.
Аналогичным образом именно литургия определяет административные аспекты жизни церкви. Невозможны никакие реформы системы церковного управления, пока наше участие в литургии не станет более глубоким. Углубление литургической жизни скажется и на церковном управлении, и на учении церкви.
Это еще один очень важный аспект. Учение церкви может пониматься в моралистском ключе. Часто люди, которые не очень хорошо разбираются в богословии, не очень хорошо знают Писание, подходят к христианам с вопросами: «А по-христиански ли делать то-то?», «Разрешает ли православная церковь вести себя так-то и так-то?». Сама постановка вопроса противоречит Писанию. Я не понимаю такого вопроса!
Вопрос: Как будто его задают адвокату…
Свящ. Христофор Д’Алоизио: Да, именно. Призыв церкви часто понимается в корне неверно. И мы должны стараться помочь людям понять, что задача церкви не в том, чтобы давать юридическую консультацию или определять правила, регламентирующие поведение в обществе. Но мы как христиане должны быть светом и свидетелями свободы. Это очень трудно, но и чрезвычайно важно. На сегодня это проблема для всей церкви. Словом, в обществе часто существует представление о церкви, не соответствующее действительности.
Вопрос: Как можем мы повлиять на то, чтобы это изменить? Может быть, как раз здесь у молодежи есть какое-то особое призвание?
Свящ. Христофор Д’Алоизио: Я думаю, у молодых людей есть особый дар, который состоит в том, что они молоды. Молодые люди гораздо в меньшей степени связаны какими-то обязательствами, они более свободны, а также более непосредственны и в хорошем смысле наивны. Они могут ставить в церкви определенные вопросы. А задавать вопросы в церкви — это уже служение. Когда ты спрашиваешь, ты не обязательно знаешь ответ, но ты даешь возможность действовать Святому Духу. Если мы вместе задаемся каким-то вопросом и всерьез пытаемся глубже что-то понять, то из-за нашей любви Святой Дух будет действовать и просвещать церковь, и она сможет найти ответы на самые непростые вопросы. Кто мы такие, чтобы думать, что у нас самих есть решения? У нас их нет. Но у нас есть вопросы, которые, я полагаю, также исходят от Святого Духа. И молодые люди могут их задавать.
Это как в семье, в которой есть семилетний ребенок, который спрашивает папу и маму: «Где наш дедушка?», «Почему эти люди больны?», «Почему было землетрясение?», «Куда движется история?». Я точно знаю, что семилетние дети задают такие вопросы. Они не знают ответов на них, но эти вопросы очень важны, и взрослые на них реагируют! Так что дети таким образом служат своим родителям. Молодежь в церкви — как эти маленькие дети в семье. У них не обязательно есть ответы, но сама постановка вопросов помогает всей семье возрастать.
Вопрос: Но если посмотреть на современную молодежь, особенно за пределами церкви, многие молодые люди уже в 20 лет теряют эту способность задавать вопросы, чувствовать дискомфорт по поводу каких-то проблем.
Свящ. Христофор Д’Алоизио: Да, это правда, что можно быть старым в молодости и молодым в старости. Это действительно непростой вопрос. Но важно не то, молоды мы или стары, важно поддерживать в себе веру в Воскресение. Можно быть старым, но очень молодым в своей надежде. И именно в это надо вкладываться. Но вот эта наивность и непосредственность — они не остаются навсегда.
Вопрос: Во время фестиваля мы много говорили о том, что в церкви есть насущные проблемы, и «Синдесмос» стремится в первую очередь решать именно их. А что можно отнести к наиболее острым вопросам на сегодняшний день?
Свящ. Христофор Д’Алоизио: Главный вопрос, которым мы задаемся, — как мы можем послужить церкви, он стоит перед нами неизменно, даже если меняются конкретные виды нашей деятельности, и мы пытаемся ответить на него, исходя из тех возможностей и ресурсов, которые имеем.
Думаю, что на сегодняшний день для нас крайне важно попытаться углубить в церкви понимание соборности на всех уровнях церковной жизни. Это насущная проблема, как по моему личному мнению, так и по мнению членов «Синдесмоса». И поскольку в этом году вы в братстве говорите о служении, я хотел бы отметить, что этот вопрос очень тесно связан с темой соборности. Это все экклезиологические вопросы. Экклезиология очень многое определяет в жизни церкви.
Вопрос: То есть речь о том, как церковь понимает и опознает сама себя?
Свящ. Христофор Д’Алоизио: Да, и о том, как она может действовать на разных уровнях своей жизни. Например, как церковь существует на уровне прихода, на уровне епархии, на уровне автокефальной церкви, на уровне всего мира, как она существует, когда разделена на несколько разных церквей. Это все острые, неотложные вопросы. И хотя у каждой церкви есть свои сложности, но есть и проблемы, общие для всех церквей. И было бы очень хорошо, если бы мы могли что-то сделать для того, чтобы люди встречались и вместе искали решения этих общих проблем, которые так многочисленны.
О. Христофор, последний вопрос: что Вам больше всего понравилось на фестивале?
Свящ. Христофор Д’Алоизио: Мне очень понравилось, что нам удалось раскрыть значение понятия «радость» и убедиться в том, что мы понимаем радость одинаково. И конечно, я не могу скрывать, что очень рад, что собралось так много людей из разных стран. И лично для меня еще один повод для радости в том, что десять лет назад здесь же, в Сен-Марин, я принимал участие в организации подобного фестиваля. В этом году здесь присутствует тот же дух, что и тогда. И поскольку тот фестиваль принес много плодов, я надеюсь, что так же будет и после этой встречи.
Спасибо!