В то время, когда политическое небо над страной под стать осенней погоде стремится стать монохромно серым, церковный ландшафт наконец запестрел многоцветьем. Чего - и это к счастью - в нынешней жизни русского (и не только) православия за последние два года не стало, так это унылой неподвижности и угнетающей бесперспективности. Чада церкви, а также сочувствующие и сопутствующие, исполнены ожиданий: на повестке дня серьезные и действительно актуальные темы, обсуждаемые в открытых и порой даже жарких дискуссиях. Дух конструктивности и диалога выносит на периферию некогда, увы, популярные псевдоправославные крикливые лозунги и нападки, объединенные девизом «Православие или смерть», лет пятнадцать назад изрядно потрясавшие церковную и не только церковную общественность невежеством и оголтелостью.
Отрадно наблюдать, как в церкви возрастает энергия созидания и сотрудничества, как возвращаются на свое исторически законное место, пусть пока еще в рамках общецерковного обсуждения, освященные древней канонической практикой нормы церковной жизни, возвращающие всех нас к существу призвания Церкви на земле. Сегодня уже в рабочем режиме обсуждаются проблемы повсеместного внедрения катехизации, возрождения миссии на регулярной основе, даже тему языка богослужения удалось ввести в рамки церковной дискуссии.
Все это жизненно необходимо для решения грандиозной задачи нового духовного просвещения, новой евангелизации России, дабы горестная фраза Н.С. Лескова «Русь была крещена, но не просвещена» потихонечку теряла свою зловещую актуальность. При решении очевидной для своего времени задачи поднять из руин церковные строения гораздо более важное, но и трудоемкое дело реабилитации человека отложилось. Однако сегодня, на фоне множества возрожденных а также свежевыстроенных храмов, духовное просвещение становится кричаще безотлагательной для своего решения задачей. Пусть она даже страшит своей грандиозностью, от нее не отступиться, тем более что это дело составляет самую суть, природу и призвание Церкви. Исповедник 20-го века Сергей Иосифович Фудель, проведший за веру в лагерях и ссылках более 25 лет, метко называл Церковь преодолением одиночества. Призвание Церкви -¬ устраивать жизнь людей и весь состав каждого человека по закону любви, которая требует вдумчивой проповеди, терпеливого возделывания души всякого человека, в ком зажглась искра Божья. Но для исполнения такого призвания необходимо, чтобы и сама внутрицерковная жизнь была выстроена на основаниях любви и приятия.
Потому-то и можно увидеть ростки надежды в появлении признаков конструктивной дискуссии, которая, Бог даст, откроет возможность соединения, увы, немногих сил для духовного возрождения церкви и общества. Дух согласия и взаимодействия сегодня еще в дефиците, но есть надежда на его укрепление.
Разумеется, очень хотелось бы без больших потрясений пройти этот сложный период долгожданного перехода от строительства зданий к устроению человека и самой жизни. Уж слишком много их было в недавнем прошлом, когда уже и советские уполномоченные канули в небытие, а тяга к поиску врагов, как правило вымышленных, и желание их уничтожать, если не сдадутся, не только не исчезла, но почему-то взыграла с новой силой. Уж слишком серьезным оказался постсоветский синдром ложного величия, спровоцировавший в начале 90-х сильнейший выплеск православного фундаментализма, угрожавшего всем готовностью «защитить» им же наспех выстроенные псевдоустои и лжетвердыни.
Очень хочется верить, что теперь иные времена. Вот и Издательский Совет Русской Православной Церкви взял курс на поощрение изданий широкого спектра, от не лишенных фундаменталистского привкуса, до таких, которые в упомянутые времена получили бы порцию ярлыков: «модернисты», «экуменисты», не сказать еще страшней... Так на одном и том же заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета № 17 от 22 сентября 2011 года получили гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» сочинения митрополита Иоанна (Снычёва) и две книги отца Александра Меня. Те, кто симпатизируют первому, как правило, на дух не переносят второго; не редкость, когда бывает и наоборот. Однако как-то не страшно, и вот почему: оба названных автора отстаивают некоторое видение, занимают позицию, но не ведут войну на уничтожение.
А вот одна, и, пожалуй, только одна рекомендация настораживает, поскольку такой же поощрительный гриф получило откровенно агрессивное издание «Сети обновленного православия». Это был сборник статей, изданный с одной целью - опорочить, а получится, то и уничтожить ненавистных вдохновителям этой книги «реформистов» и «обновленцев». Замах был широкий, под подозрение в одной из статей были взяты даже видные иерархи РПЦ: архиепископ Виленский Хризостом (ныне митрополит на покое), митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, а также нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, бывший тогда митрополитом Смоленским и Калининградским и председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Они все, дескать, были выпестованы «всемогущим модернистом» митрополитом Никодимом (см. статью диакона Андрея Михайлова «Церковь и модернизм» в сб. «Сети обновленного православия», М., Русский вестник, 1995). Про плеяду русских парижских богословов, о. Александра Шмемана и даже протопр. Виталия Борового на таком фоне даже неудобно упоминать, а уж главные фигуранты сборника,¬ о. Александр Борисов и о. Георгий Кочетков... пусть читатель помыслит самое для него жуткое, но печатное словечко, и не удивится, что найдет его в текстах сборника, отпущенное по адресу действующих священников!
Совсем недавно Святейший Патриарх Кирилл призвал и паству, и священноначалие Русской Православной Церкви вспомнить назидание св. Иоанна Златоуста «учиться от языка». Это значит, по словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, что нельзя называть даже своих врагов «пренебрежительными или оскорбительными именами. А почему? А для того чтобы душа училась от слов и, научившись, примирилась с врагами. Для того чтобы враг стал ближе, не нужно отчуждать его своими фантазиями, своими фобиями - конечно, не теряя бдительности. Не нужно приклеивать ему никаких ярлыков, никаких оскорбительных прозвищ, нужно беречь в некоем целомудрии свой язык».
«Буйству страстей человеческих» Святейший Патриарх призывает противопоставить даже «не большую силу логики, ума, способности спорить и убеждать», а «только исполнение слов Христа Спасителя: Итак, кто хочет, чтобы люди поступали с ним по-доброму, сам по-доброму относись к людям и люби врага своего». (См. проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 18-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя 16 октября 2011г.)
Вот в видах такого мудрого и очень уместного сегодня назидания поведение противоположного свойства не должно было бы поощряться. Можно было бы оставить без внимания факт публикации, не попади он в поле внимание официального органа Московского Патриархата. Присвоение грифа «рекомендовано к печати» приходится расценивать именно и только как поощрение, оно и формально-то означает, что книгу с таким грифом позволяется распространять в храмах Московской Патриархии.
Можно и нужно способствовать тому, чтобы всякое мнение (кроме антицерковного) получало доступ к публикации, и было бы странно ограничивать чье-либо право на мнение как таковое. В церкви может быть и даже должна быть борьба мнений, но невозможно культивирование вражды и ненависти. А потому, чтобы «беречь в целомудрии свой язык» - а наипаче и ум и сердце, добавим мы, - в отношении иных измышлений рекомендовать стоит одно лишь воздержание от оных.
Николай Константинов