7-8 ноября в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова состоялась международная научная конференция «Современные проблемы изучения истории Церкви». Ее организатором выступила кафедра истории Церкви МГУ — единственная в России подобная кафедра в светском вузе. На двух пленарных и пяти секционных заседаниях прозвучало около 100 докладов по широкому кругу тем, в том числе истории Русской церкви в XX веке, взаимоотношениям церкви и государства, церкви и общества, межконфессиональному диалогу, церковной археологии, искусству, источниковедению и другим.
Конференция собрала специалистов из вузов России и зарубежья: МГУ, РГГУ, ТвГУ, Ровенского государственного гуманитарного университета, Университета Палацкого, Латвийского университета, ЦНЦ «Православная энциклопедия», Московской духовной академии и других. Свято-Филаретовский православно-христианский институт на конференции представляли семь человек, в том числе, члены кафедры Церковно-исторических дисциплин и выпускники института.
Зав. кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ к.и.н. К.П. Обозный, один из ведущих секции «Иерархия и власть», выступил с докладом «Православная Церковь на Северо-Западе России в условиях тоталитарных режимов: период немецкой оккупации (1941-1944) и послевоенного пятилетия советской власти (1945-1949) (опыт сравнительного исследования)». На этой же секции декан богословского факультета СФИ З.М. Дашевская представила доклад «Духовные дарования и иерархические степени в молитвах поставления на служение Церкви в древних церковных памятниках». Проанализированные в нем источники свидетельствуют о постепенном переосмыслении в истории церкви новозаветного епископства, пресвитерства и дьяконства в категориях ветхозаветного служения первосвященника, священника и левита. Также на секции прозвучали выступления, посвященные церковной ситуации на Украине в 1939-1943 гг. (А.Г. Иценко, В.Г. Пидгайко), деятельности Тверского архиепископа Серафима (Александрова) по борьбе с голодом весной 1922 г. (И.В. Цыков), церковно-государственным отношениям в СССР в 1950-60-е гг. (Л.В. Табунщикова) и другие.
На секции «Религиозное сознание и служение» прозвучало три доклада представителей СФИ. С докладом «Отношение государственных и церковных деятелей к Крестовоздвиженскому православному трудовому братству Н.Н. Неплюева (1889-1929 гг.)» выступила исследователь Н.Д. Игнатович, магистр богословия, секретарь кафедры церковно-исторических дисциплин СФИ. Об ученике и последователе Н.Н. Неплюева епископе-катехизаторе Макарии (Опоцком) (1872-1941) рассказала ассистент кафедры, магистр богословия А.Г. Дмитренко. На этой же секции прозвучал доклад выпускницы СФИ О.Б. Филипповой, посвященный дискуссии в ходе подготовки и проведения Поместного собора 1917-1918 гг. по проблеме реформы прихода. О.Б. Филиппова особо отметила путь преодоления кризиса прихода, воплотившийся в опыте пастырей-праведников конца XIX – начала XX вв.: протоиереев Иоанна Кронштадтского, Алексия и Сергия Мечевых, Василия Постникова, Николая Смирнова, Валентина Амфитеатрова и других. В центре их деятельности стояло созидание самого церковного народа как «молитвенного собрания верных».
Соведущая секции «Церковь, историк, эпоха» М.В. Шилкина, к.филос.н., магистр богословия, декан факультета религиоведения СФИ, представила доклад «Принцип свободы совести в русской религиозно-философской традиции». Первым православным мыслителем России, поставившим вопрос о свободе совести, был В.С. Соловьев, творчество которого оказало воздействие на религиозно-нравственную трактовку права и государства, обоснование идей свободы личности и правового государства, развитие православной антропологии. Его направление мысли продолжили С.Н. Булгаков , Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой и другие. Интересна дискуссия по данной проблеме на Религиозно-философских собраниях в Петербурге. Так, А.В. Карташев отмечал, что свобода совести не просто не отрицает христоцентризм, но является его условием. Напротив, насильственное склонение в православие приводит к тому, что подавляющее большинство россиян требуют свободы совести «действительно на безрелигиозной почве». Эта точка зрения находит подтверждение в истории XX века и в современном общественном сознании, к сожалению, воспринимающем свободу совести как исключительно секулярную.
Также на секции прозвучали интересные доклады доц. МГУ, одного из организаторов конференции, Г.М. Запальского (МГУ) «Преподавание истории Церкви в российской университетской традиции», преподавателя СФИ и сотрудника филиала РГГУ в Твери Л.В. Крошкиной «Возрождение агиографической традиции в житиях преподобномученицы Марии Парижской (Скобцовой) », И.А. Никулина «“Послания на арменов и полуарменов” преосвященного Игнатия (Римского-Корсакова) в трудах церковных писателей XVIII-XIX вв.: к постановке проблемы», Н.А. Беляковой «Специфика источников государственного происхождения о религиозной жизни в послевоенном СССР» и другие.
В конференции активно участвовали молодые специалисты. Проведение подобных форумов видится принципиально важным для широкого профессионального диалога по актуальным проблемам истории церкви, созидания научного сообщества и возрождения церковно-исторической школы России.