В Ярославле прошел вечер, посвященный 120-летию со дня рождения матери Марии (Скобцовой).
«Я верю, Господи, что если ты зажег/ Огонь в душе моей, то не погаснет пламя…» — с этой песенной цитаты начался вечер «И свет во тьме светит», организованный по инициативе Боголюбского малого православного братства (г.Тверь). В Центральную городскую библиотеку им. М.Ю. Лермонтова пришло более восьмидесяти человек — тех, кто почитает жизнь, подвиг и творчество матери Марии.
На экране мелькали картины жизни начала ХХ века — дом-имение в Анапе, башня Вячеслава Иванова, предреволюционный Петроград, фото учениц Таганцевской гимназии, портреты поэтов, философов… По признанию многих современников, основной чертой характера матери Марии была кипучая деятельность. Ее религиозность не была холодной: активная натура и желание бороться с дьяволом на поле человеческих сердец привели ее к новому типу «монашества в миру». Духовный путь матери Марии нельзя назвать прямым, ее не отнесешь к «розовому» христианству, и потому ее опыт особенно востребован сегодня, находит отклик в современном «тепло-хладном» мире. Магистр богословия, преподаватель СФИ и Филиала РГГУ в Твери Лидия Крошкина отметила уникальность матери Марии как церковно-культурного явления и обратила внимание на то, что во всем своем наследии она до сих пор вступает с нами в общение.
— Мать Мария в каком-то смысле первооткрыватель, она впервые заговорила о мистике человекообщения, которая вводит нас в подлинную мистику богообщения, — сказала Лидия Владимировна. — Мать Мария была способна прозревать образ Божий даже в тех, кто почти потерял образ человеческий и находить тот единственный путь к человеческой душе, который способен пробудить в нем любовь и веру. Самое удивительное, что она находит эти пути до сих пор.
Доцент Страсбургского университета, секретарь «Вестника РХД» и составитель полного издания сочинений матери Марии в издательстве «Русский путь» Татьяна Викторова представила на встрече свой перевод на русский язык книги Доминик Десанти «Встречи с матерью Марией. Неверующая о святой», в которой собраны воспоминания автора о встречах с «ничуть не иконописной святой» на рубеже 30-40-х гг., о доме на улице Лурмель в Париже, о дружбе автора с дочерью матери Марии Гаяной, а также свидетельства о русской эмиграции во Франции.
Татьяна Владимировна также рассказала и о самой Доминик — историке, журналисте, авторе тридцати книг, последняя из которых — о матери Марии. Сама Доминик Десанти называла себя неверующей и настаивала именно на таком самоопределении: «Я, неверующая, всю жизнь называла ее «моя святая»…».
Книга Доминик Десанти показывает святую глазами 15-летней девушки, благодаря чему мы видим то, что не могли заметить другие исследователи жизни матери Марии. Особенно точно передана атмосфера вечеров в общежитии на улице Лурмель, где не только обездоленные находили тепло и приют, но который также был одним из культурных и духовных центров русской эмиграции в Париже. Доминик вспоминает, что оказалась свидетелем, как в доме на Лурмель мать Мария впервые прочла свою пьесу-мистерию «Анна», после которой Н.А. Бердяев воскликнул, что Анна — это сама мать Мария, а многие обитатели дома узнали в пьесе самих себя.
К концу вечера у всех участников события сложилось впечатление присутствия и общения с матерью Марией, которая, как было сказано в начале встречи, через свои произведения вступает с каждым в диалог и умеет прокладывать путь к любым человеческим душам.
После чтения стихотворений матери Марии, завершившего встречу, сотрудники библиотеки во главе с директором Светланой Ахметдиновой поблагодарили организаторов за вдохновляющую встречу и выразили надежду на продолжение общения, предложив «дружить областями».
Ксения Цветкова, Тверь
Информационная служба Преображенского братства
И книги о матери Марии: