Даром получили — даром давайте

  • 07 января 2012 в 08:44:56
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 747
  • 0
 

 

На праздник Рождества Христова 118 человек из десяти городов России и Ближнего Зарубежья воцерковились в результате оглашения в Преображенском братстве. Тринадцать человек, в том числе двое детей, приняли таинство крещения и миропомазания, а на Рождественской литургии большинство из нововоцерковленных причастились первый раз в жизни после серьезной подготовки, продолжавшейся в течение полутора лет.

Как известно, катехизацию в Преображенском содружестве малых православных братств организуют и осуществляют катехизаторы малых братств и их помощники. Таким образом, за научение христианской вере и жизни, за воцерковление оглашаемых несет ответственность реальное церковное сообщество — православное братство.

В своей практике миссионеры и катехизаторы малых братств, осуществляющие свою деятельность по благословению духовного попечителя Содружества свящ. Георгия Кочеткова, ориентируются на опыт древней церкви, а также на опыт таких выдающихся русских миссионеров и катехизаторов, как свт. Стефан Пермский, свт. Иннокентий Московский, свт. Николай Японский, прп. Макарий Алтайский и многие другие. Практика традиционной катехизации базируется на ряде принципов, важнейшими из которых являются принципы целостности, последовательности, церковности, личностности и бескорыстия.

В дни Рождества, которые наряду с Пасхальным временем, являются в нашей церкви особым временем для крещения и воцерковления просвещаемых, информационная служба Преображенского братства обратилась с вопросом о сути принципа бескорыстия к катехизаторам малых братств.

Все катехизаторы Преображенского братства за свой труд никакой платы не получают. Почему принцип бескорыстия так важен, и как вы относитесь к тому, чтобы катехизаторы получали зарплату за оглашение?

Максим Зельников, ст. н. с. отделения теоретической физики Физического института им. Лебедева РАН, катехизатор Свято-Сергиевского малого братства:
Бескорыстие в катехизации принципиально важно, потому что сама катехизация есть проявление любви к человеку, любви именно евангельской и, следовательно, бескорыстной. Всякая корысть, даже неявная, искажает дух катехизации. Тут можно сослаться на евангельские слова: «Даром получили — даром давайте» (Мф 10:8). Ещё можно сказать, что катехизация — одно из важнейших служений, угодных Господу. И мы знаем, например, что большинство новомучеников и исповедников Российских были бессребрениками и свое служение, будучи священниками, осуществляли принципиально бескорыстно, даже если порой сами очень сильно нуждались. Именно потому, что служение Господу принципиально не совместимо со служением мамоне.

Я думаю, что получение зарплаты за катехизацию можно рассматривать только как вынужденную меру в какой-то чрезвычайной ситуации, но нельзя никак рассматривать как норму. Потому что катехизатору, получающему деньги за свое служение, оставаться бескорыстным очень трудно. С другой стороны, это выражение церковной традиции, потому что в Священном Писании, например, апостол Павел, цитируя Ветхий завет, говорит так: «Не заграждай рта у вола молотящего» (Втор 25:4). Если человек трудится ради Господа и ради Церкви, то обычно Церковь ему помогает, но не так, как это принято в мире сем, не просто давая деньги, как наемному работнику, а по-христиански оказывая помощь трудящемуся человеку.

Сергей Чусов, доцент, преподаватель кафедры паровых и газовых турбин Московского энергетического института, катехизатор Свято-Георгиевского братства:

Безусловно это важный принцип. Некоторые оглашаемые думают, что мы получаем зарплату, когда оглашаем, но это не так, мы даем даром, потому что сами даром получили, иначе быть не может. Поэтому катехизация не может быть платной ни под каким видом.

Думаю, что если человек, например, работает в каком-нибудь методическом центре по миссии и катехизации и это та единственная работа, которой он отдает свое время, а вместе с тем и единственный способ обеспечить свою семью, то тогда оплата возможна. Но всё равно это будет плата не за саму катехизацию, которую он ведет, а за собирание опыта катехизации и за разработку методических рекомендаций для других катехизаторов.

Если же человек просто ведет огласительные встречи, то здесь уже платить нельзя. Мы знаем, например, что апостол Павел тоже благовествовал и учил людей, но он шил палатки и сам себя обеспечивал. Он не считал для себя возможным кого-нибудь обременять.

Татьяна Привалова, социальный педагог в детском саду, катехизатор Свято-Стефановского братства:

Бескорыстие важно не только в христианской жизни, но и в жизни вообще. Все, что мы делаем в Церкви, мы должны делать ради Бога и ради людей, а не ради корысти, в том числе и вести катехизацию. Без этого принципа в церковной жизни ничего не получается.

Зарплату человек обычно получает на работе, но катехизация — это не работа, а служение Богу и людям. Поэтому и цели у них разные: на работе человек хочет получить деньги, а во время миссии и катехизации — отдать то, что имеет, поделиться тем, что у него есть.

Комментарий Владимира Якунцева, руководителя Методического центра миссии и катехизации, преподавателя катехетики Свято-Филаретовского института:

Господь сказал: «Даром получили — даром давайте», и понятно, что это — заповедь, имеющая не просто функциональные, но и духовные, сущностные основания. Очевидно, что вне этой заповеди невозможно передать ничего того, что связано с сутью Евангелия. Всякий, кто решается отдавать полученное даром за плату, оправдывая это тем, что он «не даром получил, а за какие-то свои заслуги и подвиги», не прав. Потому что человеку невозможно самому приобрести, стяжать этот дар веры, его купить. Это принципиально важно, хотя и трудно принять человеку по своей гордыне. Этот дар дается свыше как великая милость, потому что человек свои долги перед Богом сам оплатить не может. Вспомним притчу о немилосердном заимодавце: сумма, которую он задолжал царю, десять тысяч талантов, это по тем временам сумма астрономическая, нереальная, неоплатная в принципе. Но Господь прощает этот долг, и не потому что Ему это легко, а потому что такова Его милость.

И даром получая, человек призван даром и отдавать. Если он об этом забывает, то он ничего не может передать и сам попадает в очень тяжелое состояние (вспомним опять же немилосердного заимодавца — Мф 18: 23-35). Понятно, что в истории церкви эту заповедь не раз пытались обойти, но я не знаю ни одного случая, когда бы это закончилось хорошо. Таких вариантов не существует.

То, что катехизаторы Преображенского братства не получают зарплату, принципиально связано с этой заповедью. В истории братства в начале 90-х годов была попытка оформления катехизаторов как преподавателей с небольшой зарплатой. Это не было прямой платой за катехизацию, но даже это, по немощи людской, сыграло свою негативную роль. Поэтому от этой практики отказались.

Конечно, оглашаемые не лишены права благодарить Бога и людей, в том числе и миссионера и катехизатора, так, как они хотят, ведь «радостно дающего любит Бог» (2 Кор 9:7). Это нормально, но это совсем другой смысл, другой дух. Это ни в коем случае не может быть никакой платой, ни в каком виде.

Наталья Адаменко

Информационная служба Преображенского братства

 

Даром получили — даром давайте Даром получили — даром давайте

Powered by module Blog | Reviews | Gallery | FAQ ver.: 5.10.0 (Professional) (opencartadmin.com)