Презентация книги писателя и журналиста Бориса Колымагина «Сталинской премии архиепископ» прошла 20 января в музее Ахматовой в Петербурге. На встрече в Малом зале собралось около 40 человек; вела презентацию историк Юлия Балакшина.
Во вступительном слове Б. Колымагин отметил, что об архиепископе Луке написано немало монографий и статей, сняты документальные фильмы, однако интерес к его личности не ослабевает. Уникальные архивные материалы, ставшие только в последние годы доступными исследователям, позволяют более рельефно увидеть его образ, почувствовать особенность атмосферы ушедшей эпохи. Именно эти документы и легли в основу многих глав монографии. Автор отметил, что в книге затронуты многие «болевые точки», связанные с жизнью архиепископа, а именно: проблемы экуменизма, естественного и ложного патриотизма, диссидентства. «Соприкасаясь с жизнью святителя Луки, мы входим в соборный опыт новомучеников, встречаемся с тем немногим подлинным, что остался от советской эпохи. Явление святости — это всегда явление духа и смысла, и перелистывая страницы истории подвижников советского времени, мы это чувствуем», — сказал писатель.
Профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Георгий Митрофанов оценил книгу такими словами: «О святом нужно писать как о живом человеке, не боясь говорить критическую правду о нем. Ваша книга является попыткой дать житие живого праведника, а не так, как говорили в 19 веке — засахаренного архиерея». По мнению отца Георгия, в книге Бориса Колымагина «борется агиограф с писателем, историк с христианином, человек Церкви с человеком правды. Поэтому получилось то, что можно подвергать критике, но что можно оценить как очень важный поступок, способный помочь тем, кто размышляет, как писать жития современных праведников. Вы делаете то, на что решаются единицы».
Магистр богословия Анастасия Наконечная сказала несколько слов о церковной ситуации 20-х годов ХХ века — времени, когда Лука принимал священнический, а затем епископский сан. Это время характеризовалось бурным расцветом мирянских движений. Православные братства создавались в Киеве, Москве, Петрограде. В Ташкенте было мощное движение мирян, в котором активное участие принял будущий святитель. Несмотря на то, что сам епископ не входил ни в какие общины или братства, его «целожизненное служение Богу» и ближним было близко по духу к мирянским движениям. Не случайно и после смерти Луки многие движения, например, Братство врачей, были связаны с именем святителя, отметила А.Наконечная.
В конце встречи автор поблагодарил Свято-Петровское братство за помощь в организации презентации и подписал всем желающим экземпляры своей книги.