Предваряя основную часть доклада, выступавший не мог не вспомнить своего учителя —
декана Свято-Владимирской семинарии, протопресвитера Александра Шмемана , который преподавал так, чтобы дать почувствовать своим студентам: христианская Истина должна быть «в каждом моменте нашей жизни». Особенно памятно для епископа Серафима, что о. Александр, говоря о возникновении и распространении христианства, показывал, что эти события были подготовлены всем ходом истории: «Сложилось несколько важных факторов — и христианство было принято в мире». Епископ полагает, что и сейчас христианам важно всматриваться в мировые события именно с этой точки зрения, пытаясь разглядеть взаимосвязь событий, «в которых проявляется воля Божья, как Господь «работает» на Востоке и на Западе».
Переходя к теме своего выступления, он выделил несколько основных моментов. Во-первых, с помощью небольшого экскурса в историю православия на американском континенте было показано, что с конца XVIII в. православная Церковь складывалась как полиэтничная: ее составляли и индейцы, и алеуты, и множество эмигрантов из Европы и Азии. «Поэтому в Америке нет такого: «мы православные, потому что русские или потому что греки», — обратился он к своим слушателям, которые не раз слышали на родине такое обоснование вероисповедания. Православные в Америке — «просто православные», сказал епископ Серафим, и это определение, отсылающее к формуле
К.С. Льюиса («Просто христианство»), еще не раз звучало на вечере.
Так, размышляя о том, что значит быть православным на Западе, гость из США сначала давал «апофатические» определения: православная идентичность не связана с национальной; православный менталитет сегодня не предполагает ощущения «осажденной крепости», где за крепкими стенами религиозной традиции можно укрыться от проблем современного мира. Даже календарь не является главным признаком православной традиции, пошутил выступавший, вспомнив одного церковного старосту из Пенсильвании, который испугался: «Если мы будем праздновать Рождество 25 декабря, значит, мы будем как католики?»
«Православие на Западе может пойти по этому пути, но мы хотим другого — истинного православия, подлинного евангельского христианства. Православие испытывает все искушения (эстетические, обрядовые, аскетические и т.д.), но оно может вернуться к истокам и стать поистине Церковью Евангелия, «просто христианством», как говорит Льюис», — сказал епископ. Примером такого «просто христианства» является для него, например, русская
монахиня Мария (Скобцова) , прославленная в лике святых, а из более ранних святых — прп. Сергий Радонежский и Серафим Саровский, «святость которых берет начало в Евхаристии».
Это главное христианское таинство имеет решающее значение для определения Церкви, продолжил епископ Серафим, имея в виду еще одно искушение — расколы и разделения в православии. Ссылаясь на слова
о. Николая Афанасьева , он показал, что претензии одной из православных Церквей на главенство не имеют оснований, т.к. есть простая «математика Церкви»: один плюс один — будет один, т.е. каждая Церковь имеет всю полноту, если в ее лоне совершается Евхаристия.
Вопрос о Евхаристии закономерно привел к разговору об общине, и епископ рассказал еще об одной особенности православия в Америке: это активное участие мирян в жизни своей Церкви. По его словам, тому есть несколько причин: это и традиции братской жизни карпаторуссов, эмигрировавших в США; и сам строй американской демократии, который влияет на Церковь. Большое впечатление на православных в Америке произвели также примеры мирянской активности в Сурожской епархии митрополита Антония и в Парижской епархии архиепископа Гавриила.
В чем заключается участие мирян в жизни ПЦА, помимо богослужения? Например, миряне являются активными участниками Собора ПЦА, на котором выбирается предстоятель. Или другой характерный пример, который привел епископ Серафим: при основании нового прихода в Принстоне настоятель и прихожане договорились, что вместе будут вести миссионерскую и социальную работу, а также совместно определили экуменическую направленность общей жизни.
Одна из участниц встречи тоже привела свой пример, рассказав о православной семье, приехавшей в США. Встретив «жесткий» прием в храмах РПЦ, они отыскали приход ПЦА в Портленде, где их не только приняли приветливо и доброжелательно, но и пригласили к участию в общих приходских делах. В частности, настоятель поддержал инициативу москвичей по устроению семейной группы чтения Евангелия.
На встрече речь зашла о том, что такие традиции ПЦА способствуют тому, что искусственные барьеры между пастырем и прихожанами не воздвигаются, священник не воспринимается как «начальник», он вместе со своими прихожанами «движется ко Христу». Вместе с тем, православные в Америке, как и везде, не избавлены от «патологий», на счет которых пошутил епископ: «Я учился в семинарии, я священник, со мной нельзя спорить!» Это, конечно, смешно. Или иначе: «Я банкир, я пожертвовал деньги на строительство этого храма, я теперь диктую!» Всегда есть искушение властью, это естественно для людей, а смирение дается нам нелегко…»
Участники встречи, люди разных возрастов живо интересовались организацией катехизации, евангельских групп, воскресных школ у православных в Америке. По словам епископа Серафима, единой системы нет, в каждом приходе свои особенности, ориентированные на конкретную ситуацию, конкретных людей. Но в целом можно сказать, что катехизация длится несколько месяцев или даже целый год.
Трудно ли ощущать себя православным меньшинством, спросили гостя. Он согласился, что это наиболее трудно, если, например, христианин живет в Мекке. Однако в США нет оснований для «подавленности»: «У нас не принято сопоставлять: мы, например, православные, приносим в общество что-то свое, а другие люди — свое». «Психология боязни оказаться в меньшинстве свидетельствует о вторичности Бога в твоей жизни. Идея вселенской Церкви состоит в том, что каждый человек нам близок во Христе», — подытожил епископ Серафим (Сигрист).