Подготовленная Екатеринбургской православной семинарией и Преображенским содружеством малых православных братств выставка «Неперемолотые». Опыт духовного сопротивления на Урале в XX веке» побывала во многих городах России, а совсем недавно — в Северодвинске. С 29 февраля федеральный проект начал работу в Архангельске, в библиотеке имени Добролюбова.
«Скрестив ноги, покуривая, улыбаясь, мужчина сидит на верху огромного колокола, недавно сброшенного с колокольни. Фотография начала 1930-х годов. Всматриваясь в его улыбку, самодовольную позу, вспоминаю случай из детства.
Кто-то из детсадовских ребят нам сказал, что на небе есть Бог, от Него никуда не спрячешься. Даже если залезешь в темный шкаф, Он все равно увидит; и если что-то скажешь даже шепотом, Он подкрутит колесико на телевизоре, который стоит на облаке, и все услышит. После этих слов на нас напал общий ужас, и мы с визгом побежали прятаться от Бога. Поэтому, когда мама (моя дорогая мама) сказала мне, что Бога нет, я очень обрадовалась и почувствовала большое облегчение: не надо больше прятаться. Я решила обрадовать дедушку, который, я видела, часто молился Богу, даже на коленях. Я рассуждала: «Дедушка из деревни и в школе, наверное, не учился, ему не объясняли». Я сказала ему: «Дедушка, Бога нет». Он промолчал. А я почувствовала, что, наверное, обидела дедушку, и никогда уже никому так не говорила. Но есть Бог или нет — этот вопрос жил тяжёлой мукой в моей душе.
Так вот, этому мужчине на колоколе с детства, видимо, говорили: «Не делай плохо: Боженька накажет». А вот скинули колокол — Боженька не наказал. И сидит теперь, покуривает, демонстрирует свое освобождение от предрассудков. Могу это понять.
Колокола скидывали, чтобы они просто не благовествовали. Потом догадались вылить из колокольной меди разменную монету. Вот в витрине и сами монетки.
Из старого поколения выбить веру было невозможно. По переписи конца 1930-х годов, 80 процентов населения страны называли себя верующими. Однако удалось воспитать новое поколение, которое просто не слышало о Боге.
На стенде — пожелтевший помятый листок — письмо, найденное в шинели убитого солдата. Это стихотворение сейчас переведено на многие языки мира.
Послушай, Бог… Еще ни разу в жизни
С Тобой не говорил я…
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната…
На небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг…
Каким жестоким может быть обман…
Вера прорастает из ниоткуда, из выжженной земли, из кратера, что выбила граната.
Новое поколение воспитали в обмане, но душу обмануть трудно, и Бог приходит к тому, кто томится духовной жаждой, кто желает правды. «Нам дают водку, но я ее не пью, потому что стою превыше всяких водок…» — пишет в 1942 году с фронта юноша своей матери. Такая позиция достойна уважения. В 1944 он прочитал «кулацкого поэта» Есенина и писал матери, что приходится расплачиваться за чужие ошибки, когда под лозунгом «воспитание будущего человека» полжизни в людей вколачивали ложные идеалы, остальные полжизни они это вытряхивали, но многие так и остались благовоспитанными дураками».
Экспонаты выставки потрясают. Но, кажется, самое сильное — письма с фронта о самом главном. Такую историю мы пока еще не знаем, и непросто принять ее. Но надо же когда-то начинать.
Более тысячи человек посетили выставку. Были такие, кто приходил сюда снова и снова. Экскурсоводы тоже были необычные — члены общины Сретенского храма в селе Заостровье. Люди разные по профессии, они это делали не по должности. И после экскурсии лица становились другими, люди делились сокровенным — немолодая учительница, много лет преподававшая историю, сказала, что только сейчас изменила свой взгляд на происходившее в нашей стране (от пожилых такое услышишь нечасто). А группа шестиклашек захотела прийти сюда снова.
В последние дни выставки в музее для учителей прошел круглый стол «Урок святости и подвига новомучеников и исповедников Российских». Хотелось поговорить о ценностях, о том, чему учить детей, как говорить с ними. Но юные посетители выставки уже оказались чуткими к этой истории. Как сказал участник беседы отец Павел Бибин, священник Свято-Троицкого храма Архангельска, дети отвечают не на красоту и количество слов, а на что-то более глубокое.
Это вопрос совсем не школы, а всех нас, взрослых.
И главный разговор об особом героизме, духовном, по мнению воспитателя кадетской школы Анны Переверзиной, забытом в нашем обществе. «Когда я рассказывала об отце Таврионе (Батозском), — говорила один из экскурсоводов, руководитель проекта в нашем регионе Ирина Пономарева, — который провел многие годы в лагерях, тайно служивший литургию каждый день, о его словах «Во мне все сгорело, кроме любви», детям было непонятно — а где же ненависть, где обида?» Невинно осужденные благословляют тюрьму, берут ответственность за происшедшее? Да и нам об этом в школе не рассказывали, к этому еще надо привыкнуть. Но об этом вся уральская выставка.
Отец Павел подвел итог разговора: «Мы плохо знаем, что такое духовная свобода. В стране свободы-то нет. В стране произвол, разврат. Но это-то как раз и несвобода. Плоды свободы одни, а плоды разврата другие. И в этом у нас путаница. Если эту тему мы хотим как-то доносить (а не делать этого в наше время уже невозможно, наша страна эту тему не восприняла) — у страны нет будущего никакого, никакими олимпийскими играми мы этого не покроем, никакими экономическими реформами это невозможно сделать. Это находится в другой области — в области духа».