Интервью о возрастных страхах с отцом Иоанном Приваловым, настоятелем храма Сретения Господня села Заостровье
Наверное, многие ощущали неловкость от того, что дожили до преклонного возраста. А преклонный возраст у нас начинается в сорок лет. В сорок пять уже очень трудно устроиться на работу. Странность ситуации в том, что до тридцати тоже трудно устроиться — опыта нет. Вот и получается пятнадцать лет активной трудовой жизни. После пятидесяти мужчины почти не живут — средний возраст 56 лет. А еще к возрасту часто проскальзывает пренебрежительное отношение у тех, кто моложе, — будто они сами боятся, что и им станет вдруг сорок и, страшно сказать, пятьдесят. Сегодня на тему возрастных страхов мы говорим с отцом Иоанном, настоятелем храма Сретения Господня.
— Отец Иоанн, страх старости — это особенность нашего времени или же естественное состояние человека?
— Страх старения есть у всех людей, но у нас он приобретает колоссальные масштабы. Ведь для размножения этого паразита в нашей стране благоприятные условия создавались около века. Истреблялась живая память о Боге. Физически уничтожались лучшие люди в духовенстве, дворянстве, купечестве, крестьянстве. Между поколениями рвались связи.
Жестоко преследуя любое проявление живой веры, наше народное сознание отравляли идеологией. Поражение настолько велико, что и сейчас многие люди совершенно не чувствуют разницы между верой и идеологией. Так и говорят: «Надо неправильную идеологию (коммунистическую) заменить на правильную (христианскую, православную и т. д.)». Не понимая, что любая идеология так же полезна людям, как соляная кислота цветам, пчелам и дельфинам.
— К чему это привело?
— К разрушению людей.
Наши старики — часто это или инвалиды, или капризные дети. В других странах старики могут быть мудрецами, старцами. В достойно прожитой жизни происходит накопление, сгущение вечности. Эта вечность проступает в духе, в лицах пожилых людей. Да, такие люди уже не могут бегать, прыгать, работать, но они несут в себе огромное утешение для молодых поколений. Я успел застать несколько человек, которые знали воздух старой, дореволюционной России.
В этих людях было удивительное сочетание мудрости, юности и бесконечной радости.
— Есть такое выражение — «молодой душой». Вообще, может ли оставаться душа молодой, когда тело старится?
— Мне кажется, что для начала надо вспомнить, что у нас не один, а как минимум три возраста: физический, психологический и духовный. Первый возраст — физический. Он указан в паспорте. Второй возраст — душевный. Его уже не так легко определить. Тут интересно сочетание и того, с каким возрастом себя соотносит сам человек, и того, как его воспринимают окружающие. Скажем, человеку 50 лет, себя он ощущает на 30, а близкие часто сталкиваются с реакциями 12летнего подростка.
— Можно также слышать, что крещение — это новое рождение.
— Это уже третий, духовный возраст. На Афоне говорят, что человеку в земной жизни надо родиться трижды. Первый раз — физически, от отца и матери. Второй раз — от Бога в таинстве крещения, когда Дух Святой войдёт в человеческое сердце и оплодотворит его. А дальше то, что в нас зародилось от Духа Святого, надо выносить в сердце.
Явление Богу и миру нового человека во Христе называется третьим рождением. Мера нового человека в нас может быть разной: эмбриональной, младенческой, зрелой.
— Может быть, инновационные технологии сказываются и на отношении к человеку? Они очень быстро меняются, потому что устаревают. Кажется, что и человек также устаревает и надо чаще менять…
— Вся проблема возрастных страхов в том, что мы живем вне себя, ощущая себя частью производства, работы, коллектива, семьи. И совершенно напрасно! Один из святых отцов говорит: «Сердце — малый сосуд, а вмещает в себя Бога». Если мы доверимся Богу, то Бог даст нам одновременно и вечное детство, и вечную юность, и вечную зрелость. Страху старения места уже не останется.