Первый раз я побывала на Рутченковом поле полтора года назад благодаря братьям и сестрам из Преображенского братства, приехавшим в Донецк в паломничество. До этого, будучи коренной дончанкой и прожив в родном городе семнадцать лет, я не только не бывала в этом скорбном месте, но даже и не догадывалась о его существовании.
Поэтому, когда мы собрались в Донецк вместе с друзьями из Преображенского братства в этом году, вопроса о том, идти ли на Рутченково поле, у нас не было. В первую очередь мы собирались помолиться, а потом — собрать мусор. В прошлый раз его было очень много. Безымянные могилы десятков тысяч людей сейчас представляют собой обычный ничем не огороженный пустырь, на котором люди жарят шашлыки, слушают музыку, отдыхают. Всё говорит о том, что они не знают, где находятся. Так нам пришла в голову мысль сделать хотя бы несколько памятных табличек — о том, что это за место, что за люди здесь лежат. Таблички мы привезли из Петербурга, а мысль о том, что их можно прикрепить не просто на колышках, а именно на крестах, родилась в Донецке. Тут же их и сделали братья из нашей паломнической группы.
Накануне поездки на Рутченково поле в Университете управления мы провели вечер памяти жертв Донецка. На него пришли студенты разных вузов, были люди старшего поколения. Среди почетных гостей была Мария Семеновна Стус — родная сестра донецкого поэта Васыля Стуса, отсидевшего в советских лагерях более десяти лет и погибшего в 1985 году в лагере «Пермь-36». Представитель оргкомитета музея Васыля Стуса Анатолий Наконечный рассказал о переезде музея из Горловки в Донецк, в помещение центральной библиотеки города им. Крупской, и пригласил неравнодушных к теме памяти посетить экспозицию. В течение вечера гости смотрели слайд-фильм и слушали рассказ ведущей вечера Юлии Антипиной о разных местах захоронений жертв советских репрессий на территории бывшего СССР, где побывали члены Преображенского братства, — Левашово под Петербургом, Медное под Тверью, Красный Бор и Сандармох, Соловки, Рутченково поле… Было видно, что многие, особенно молодежь, впервые об этом слышат.
На следующий день на Рутченковом поле литию по всем невинно убиенным в годы советских репрессий отслужил настоятель Свято-Покровского храма поселка Землянки города Макеевка свящ. Александр Винник. После молитвы он сказал краткую горячую проповедь. В этот день вдруг перестал лить дождь, который почти не прекращался с момента нашего приезда. Ничто не мешало нам после литии собирать мусор и устанавливать кресты. Кстати, поле оказалось более чистым, чем в прошлый раз, тем не менее восемь мешков мусора мы насобирали за пятнадцать минут.
Пресс-секретарь Донецкой и Мариупольской епархии прот. Георгий Гуляев прямо с кладбища позвонил помощнику губернатора, говорил о необходимости поставить изгородь вокруг всего Рутченкова поля, предлагал подумать о том, что еще можно сделать для того, чтобы люди знали об этом месте. Ведь это удивительно — приглашая на поминовение пострадавших, мы почти всегда сталкивались с тем, что горожане ничего не знают об этом месте, просто никогда не слышали о нем.
Рядом с Рутченковым полем стоит храм св. Георгия Победоносца. Там нас гостеприимно встретили прихожане и настоятель храма прот. Сергий Кириенко. До самой вечерни мы вспоминали пострадавших в годы репрессий, русских и украинцев, клириков и мирян, верующих и неверующих…
Сейчас на тему репрессий говорят неохотно, видимо, потому что в конце 80-х наступило какое-то перенасыщение. Но, думаю, главная проблема не в этом. Эту тему трудно держать в памяти, потому что не хочется оказаться в тупике перед злом, с которым ничего не можешь сделать, особенно если понимаешь, что и твои родные жили в то время и, возможно, занимали высокие должности. Как они относились к происходящему? Как бы мы относились к происходящему, живи мы в то время? Хорошо, что сегодня звучат голоса о том, что нужно сделать всё, чтобы люди узнали об этой трагической странице нашей истории, только этого недостаточно. Нужно помочь людям, приступая к этой теме, не оказаться в тупике, найти опору в Боге, в Его сострадании ко всем замученным и убиенным во время советских репрессий, как и ко всем нам, к каждому. Тогда этой темы не будут бояться и тогда можно будет менять нашу сегодняшнюю жизнь. Ведь мы потомки тех, кто выжил после семидесятилетнего советского эксперимента над человеком.