«Он любит всех людей» — когда о ком-то так говорят, возникает недоверие. Так ли уж всех? И даже тех, кто причиняет ему зло? И преступников? Ведь люди очень разные. Может, он любит их время от времени, под настроение?
«Возлюбить ближнего своего как самого себя» многим из нас кажется какой-то нечеловеческой способностью. По Интернету распространилась очень правдивая шутка: на ваш запрос «как любить всех вокруг» поисковик уточняет — «возможно, вы имели в виду «как убить всех вокруг»?» Быть может, это раздражение и есть та гиря, которая мешает нам приподняться? О самой трудной и самой благодатной любви — наш сегодняшний разговор с настоятелем храма Сретения Господня в Заостровье отцом Иоанном Приваловым.
— Отец Иоанн, действительно ли надо любить всех вокруг?
— Дело в том, что в христианском опыте любовь — это дар. Должен ли человек любить всех? И что тогда понимать под любовью? В Ветхом завете о любви, конечно, говорилось, но под ней понималось простое соблюдение данных Богом норм жизни — не убий, не укради… Например, в Библии не сказано, что надо любить родителей. Сказано, что их надо почитать, заботиться об их материальном благополучии в старости. Нельзя хулить отца и мать… Любовь там понимается именно так.
Новый завет, конечно, всю картину меняет, но как? Он говорит, что можно любить. Не нужно, а – можно! Например, вы попросите меня сыграть на скрипке. Я вам отвечу, что не смогу, это не мой дар. Нельзя с человека потребовать то, что ему не дано.
Любовь в христианстве понимается именно как дар, а к нему не применимы категории «должен» или «не должен». Каждый из нас может любить. Христос любит всех и каждого. Но если мы наполнены общением с Ним, то тогда Христова любовь становится и нашей любовью. Мы сами не замечаем, как начинаем любить тех, кого еще вчера были не в состоянии простить.
— Вы привели пример с игрой на скрипке. Но ведь этому можно научить даже человека без особого таланта. А можно ли научить любви?
— Я думаю, что человека можно только заразить любовью Христовой. И когда он почувствует в себе этот дар, у него возникнет встречная потребность: а как мне теперь жить? Не пойти ли поучиться у тех, кто уже давно живет этой любовью?
— Давайте уточним: имеется в виду любовь к более-менее близким людям или же совершенно посторонним? Все-таки «своих» любить проще. А когда мы выходим из дома и проезжающая машина обливает нас грязью, ее водитель вызывает в нас совершенно иные чувства. За день это раздражение накапливается, и к вечеру мы уже готовы «убить всех вокруг».
Но при этом чувствуем, что убиваем-то себя…
— К сожалению, в нашем языке для всех видов любви есть только одно слово. В греческом их четыре. А мы говорим «я люблю этого человека» и «я люблю клубнику со сливками». Но все это проявления земной, естественной любви. Христианский опыт — явление Любви сверхъестественной. Сам Бог есть Любовь. И когда Он стал человеком, Его любовь вошла в наш мир. Она исцеляет, освящает и преображает земную любовь, не отвергая ни одно из ее проявлений.
Иногда в нашей жизни появляется посторонний человек, в котором есть жажда этой Любви совершенной. Он просит нас о чем-то, и мы, несмотря на нехватку времени, ему отвечаем. Тем самым Господь вовлекает нас в некую историю, в результате которой мы сами обновляемся. Если в нас была капелька Божьего присутствия и мы ею поделились, то она становится в нас ручьем, озером, морем…
— Этот дар уже дан человеку или его надо еще заслужить?
— Считается, что каждый крещеный человек его получил. Но во многих он хранится, как пламя под пеплом. Если бы все люди помнили о том великом даре Христовой любви, который они получили, то наша страна давно бы уже была святой…
Марина Ледяева