3 июня, в праздник Святой Троицы, в выставочном зале Воронежского областного художественного музея им И.Н. Крамского состоялось закрытие выставки «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке». Выставка проходила по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия. Она экспонировалась в Воронеже с 25 апреля, и за этот период ее успели посетить около тысячи человек.
Воронеж — пятнадцатый город, в котором прошла выставка, ранее побывавшая в Москве, Петербурге, Томске, Челябинске, Архангельске, Твери, Екатеринбурге и других городах России. Авторами и организаторами проекта являются Преображенское содружество малых православных братств, Культурно-просветительский фонд «Преображение» и Екатеринбургская православная духовная семинария.
На выставке «Неперемолотые» в Воронеже впервые были представлены уникальные экспонаты, принадлежавшие замечательному христианскому православному писателю, исповеднику веры Сергею Иосифовичу Фуделю: маленькое четвероевангелие начала XX века, прошедшее все лагеря и ссылки и чудесным образом сохранившееся, рукописный помянник, принадлежавший в свое время отцу Сергея Фуделя — протоиерею Иосифу, с именами тогда еще не прославленных оптинских старцев, епископа Афанасия (Сахарова), митрополита Киевского Владимира (замученного в 1918 году), митрополита Кирилла (Смирнова) и др. Эти экспонаты предоставил Александр Копировский, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института, лично знавший Сергея Иосифовича.
27 мая в рамках выставки состоялся круглый стол «Новомученики и исповедники — духовное сокровище России», который собрал свыше ста двадцати человек. Его подготовили и провели малое православное братство во имя святителя Тихона Задонского и Комиссия по канонизации святых Воронежской и Борисоглебской епархии, которые являются организаторами выставки в Воронеже. Основным вопросом, обсуждавшемся на круглом столе стал «что именно нам нужно усвоить из опыта новомучеников и исповедников Российских и как сделать, чтобы этот опыт был востребован нашими современниками».
В круглом столе участвовали протоиерей Андрей Изакар, руководитель Комиссии по канонизации святых Воронежской и Борисоглебской епархии; Владимир Лавренов, член Геральдического Совета при Президенте РФ, руководитель группы «Церковно-общественные инициативы» Преображенского братства; Константин Рева, преподаватель Воронежской православной духовной семинарии; Наталия Тимофеева, руководитель Регионального центра устной истории; Галина Умывакина, председатель Воронежского регионального отделения Союза российских писателей; Вячеслав Битюцкий, председатель Воронежского историко-просветительского общества «Мемориал», Анатолий Абакумов из города Усмань Липецкой области, который вместе со своими друзьями и единомышленниками является хранителем памяти С.И. Фуделя, члены малого православного братства во имя святителя Тихона Задонского.
Встреча пришедших на торжественное закрытие выставки по своему содержанию стала своеобразным продолжением круглого стола, но уже в другой форме. Она была посвящена некоторым из героев выставки, исповедникам веры, сумевшим в своем служении Богу и Церкви передать вдохновение и опыт христианской жизни сотням и тысячам людей. Это Сергей Иосифович Фудель, христианский писатель, книги которого в самиздате 60-70-е гг. стали для многих современников возможностью подлинного христианского просвещения. Это архимандрит Сергий (Савельев), члены общины которого помогли друг другу выстоять в лагерях и гонениях. Их переписка легла в основу книги отца Сергия «Далекий путь». Это архимандрит Таврион (Батозский), к которому в Спасо-Преображенскую пустыньку под Ригой, где он служил в 60-70-е годы, съезжались сотни паломников из разных мест России. Отсидевший в лагерях и ссылках двадцать семь лет, отец Таврион каждый день своей жизни, в любых условиях — с момента поставления на служение священства — служил литургию, исполняя благословение епископа Павлина (Крошечкина).
На встрече читались фрагменты проповедей и воспоминаний исповедников веры, были показаны фрагменты видеоинтервью с Александром Михайловичем Копировским, который поделился своими личными воспоминаниями об исповедниках, в том числе, о Сергее Иосифовиче Фуделе. Здесь мы публикуем отрывки из него.
Вопрос: Александр Михайлович, а как Вы считаете, что важно усвоить из опыта Сергея Иосифовича?
Второе, мне кажется, тоже очень существенно: попытка обязательно что-то донести, чем-то поделиться. Уж в какой форме — кто как может: лично, словами, книгами, но это передавать нужно. Замолчать, закрыться нельзя.
Третье: умение терпеть, переносить страдания, не ломаться при этом…
И ещё один момент, очень важный. Он сумел передать опыт общения людей в тюрьме, людей разных взглядов, устремлений и даже христианских исповеданий. Он говорил, что в камере, если человек был верующим, кто он по исповеданию — не имело никакого значения. Они не обсуждали, что такое филиокве, кто такой римский папа, — об этом разговоров не было. Если ксендз сидел в камере, и было очевидно, что это человек, который жил молитвой, то с ним было общение на этом уровне. Однажды белый офицер, православный, увидел, как Сергей Иосифович молится перед пустой стенкой, — икон-то нет, — и спросил у него сурово: «Вы что, баптист?» То есть спросил с осуждением. И Сергей Иосифович пишет: сразу стало ясно, что молиться с осуждением невозможно, молитва предполагает большую открытость.
Еще в его наследии поучительно то, что он довольно откровенно описывает свои промахи. Например, рассказывает про один случай: как он в ссылке, в глухой деревне где-то на Урале, в Пасху намеревался прочитать пасхальную Заутреню. Всё было для этого приготовлено. Вдруг в дверь стучится человек: «Пустите переночевать». И вот, что он пишет: «Есть вещи, которые не прощаешь себе никогда. В безумии своем я подумал: «Тогда я не смогу помолиться!». И отправил его к соседям». Далее — его собственное резюме: «Очевидно, с ним ушла в ночь и моя предполагаемая молитва». Т.е. Пасха кончилась тут же. Вот эти вещи, они, мне кажется, открывают глаза на многое.
Вопрос: Насколько актуально для нас читать книги Сергея Иосифовича?
А. Копировский.Они не просто актуальны, я думаю, они очень актуальны. Они не несут на себе отпечатка его времени — 70-х годов. Мне кажется, что молодому человеку или человеку интеллигентному, но молодому в церкви, эти книги обязательно нужно прочитать. В них есть живое дыхание веры, чистый звук, неподдельность интонации. Кроме того, несомненно, там много ценнейшей информации. В книге «У стен Церкви» он писал, что их поколение и он, в частности, хотели бы передать новому поколению христиан то, что они знали лично. Как он говорил: «Холодок старенькой епитрахили на голове». Когда священник, катакомбный священник, тайный, который сам, в свою очередь, передаёт какие-то пласты традиции духовной, накладывает эту епитрахиль на голову. И он говорил: «Я могу понять современных людей, сильно озлобленных, потому что никто им вот так епитрахиль на голову не накладывал, и никто не говорил им огнеобразных слов «чадо моё родимое», от которых тают все страхи и, что ещё удивительнее, все грехи».
Он видел живых святых: начиная от светских подвижников, вроде о. Павла Флоренского, — а, я думаю, он его почитал как святого. Он лично встречался и с епископом Афанасием (Сахаровым), со многими нашими ссыльными архиереями, которые сейчас причислены к лику святых. Дух общения с ними, их благословение он хотел бы передать. И это ему удалось…