Истина, добро и красота могут проявляться и вне пределов Церкви — потому, что весь этот мир есть Божий мир, и все люди являются Его творениями, несущими Его образ.
Вопрос о добродетельных неверующих ставят довольно часто — с двух сторон. С одной стороны, неверующие — которым кажется, что для христианства это должно быть проблемой. С другой — новообращенные верующие, которые остро переживают свое обращение "от тьмы к свету и от власти сатаны — к Богу" и которым, поэтому, кажется, что вообще ничего доброго за пределами Церкви быть не может. Впрочем, такое настроение в некоторых общинах поддерживается — мне доводилось читать о людях, которые ушли из своих религиозных групп (иногда — от веры в Бога вообще) потому, что им внушали, что кругом одни развратники и злодеи — что оказалось явно не так. Недавно я читал воспоминания одной женщины, выросшей в очень замкнутой секте. Ее доверие к учению секты подорвал пожар — когда ее семья осталась без дома, а соседи (не-сектанты) отнеслись к ним с большой добротой и оказали щедрую помощь. Как же так — думала она —это же навеки проклятые нечестивцы из царства сатаны...
Увы, сектантский взгляд на мир может проникать и в Церковь, когда человек считает своим религиозным долгом видеть кругом лишь грязь, нечестие и разврат, а к добродетелям иноверцев или неверующих относиться с глубокой подозрительностью — ведь подлинная добродетель бывает только у нас, право верующих. Психологически это понятно — человек, желающий подчеркнуть свою принадлежность к какой-то группе (футбольному клубу, нации, политической партии, и, увы, Церкви тоже) инстинктивно делает это, подчеркнуто отторгая другие группы — "мы" это вам не "они". Но вот богословски это неверно — потому что Священное Писание признает, что люди, не принадлежащие к народу Божию, могут проявлять добродетель и совершать подлинно хорошие, одобряемые Богом поступки.
Египетские повивальные бабки саботировали приказ фараона убивать новорожденных мальчиков (Исх.1:14-21), персидский царь Кир оказал многие благодеяния народу Божию, за что его Писание очень хвалит (напр. Исайя 44:28). В Новом Завете упоминаются сотник Юлий, римский офицер, поступавший с Апостолом Павлом "человеколюбиво" (Деян.27:1-3). Жители острова Мелит (Мальты) оказавшие потерпевшим кораблекрушение св. апостолу Павлу и его спутникам "немалое человеколюбие" (Деян.28:1). Священнописатели признают добро в людях (в том числе внешних) и благодарны за него.
Апостол Павел пишет о том, что все люди вообще наделены знанием нравственного закона: "ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2:14-15)".
Истина, добро и красота могут проявляться и вне пределов Церкви — потому, что весь этот мир есть Божий мир, и все люди являются Его творениями, несущими Его образ. Мы живем в падшем мире, но не в аду — и мы должны видеть подлинное благо везде, где оно себя проявляет, и быть за него благодарными, Богу и людям.
Однако, у по-настоящему хороших людей есть одно важное качество — они видят свои недостатки, грехи и упущения, и сокрушаются о них. Чем человек хуже, тем меньше он склонен это замечать — "а что, если и убил кого, так только по делу". Чем человек лучше —тем заметнее (и тем мучительнее) ему всякое пятнышко на совести. Когда мы прилагаем серьезные усилия к тому, чтобы соблюдать нравственный Закон, мы обнаруживаем, то не соблюдаем его так, как должно. У самых разных людей, принадлежащих к самым разным цивилизациям, присутствует сознание трагичности, падшести нашего существования; но также присутствует надежда и ожидание. Великий японский писатель Кэндзи Миядзава (буддист) говорит о трагической смерти своей сестры:
Моя маленькая сестричка
Сегодня уже будет так далеко отсюда.
За окном идет мокрый снег, но все залито ясным светом.
Оплакивание греха, смерти и изуродованности нашего мира — вместе с надеждой на то, что последнее слово принадлежит не смерти — это то, что обще всем нам, людям; хотя некоторые из нас и подавляют это чувство. Пророк говорит о Христе как о "Желаемом всеми народами" (Агг.2:7), как о Том, в Ком Бог дает ответ на все человеческие поиски и вопрошания — Том, кто приходит победить грех и смерть. Добродетель не может заменить Христа; но она ведет ко Христу. В книге Деяний Апостольских упоминается Сотник Корнилий. Он был на редкость хорошим человеком — добрым, щедрым, искренне религиозным, "муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским (Деян.10:22)" Офицер оккупационной армии, одобряемый всем оккупированным народом — поистине, неординарная личность! Как Писание оценивает его добродетель? Ничтожна ли она в глаза Бога? Нет; как говорит Корнилию Апостол Петр, "услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. (Деян.10:31)". Значит ли это, что Корнилий и так хорош и не нуждается в Спасителе? Как раз нет; Бог обратил внимание на его искренне желание жить по правде, и Он послал к нему Апостола Петра, чтобы проповедать ему Христа и преподать Святое Крещение.
Добродетель вне Церкви существует — Бог ее видит и одобряет. Но эта добродетель —запрос, а не ответ, ожидание, а не осуществление.
Ответом и осуществлением является Христос.