«Очистим Россию надолго...»

  • 20 августа 2012 в 14:04:31
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 941
  • 0
 


В эти августовские дни исполняется девяносто лет со дня ареста виднейших представителей российской интеллигенции, которых советская власть выслала из страны на «философском пароходе».

В ночь c 17 на 18 августа 1922 года Государственное политическое управление при НКВД РСФСР (ГПУ) провело операцию по задержанию десятков людей, имена которых вошли в историю мировой культуры и науки. И они стали пассажирами известного «Философского парохода» [1].

В рапорте начальству главы 4-го отделения секретного отдела ГПУ от 17 августа 1922 года лаконично изложены результаты ночной операции:

«17. После обыска арестован Трубецкой Сергей Евгеньевич…

21. После обыска арестован Бердяев Николай Александрович…

Всего было арестовано до 10 часов утра тридцать три человека» [2].

Кого-то не удалось арестовать сразу: «Профессор Ильин Иван Александрович уехал на дачу…Кондратьев Николай Дмитриевич на квартире не обнаружен, дано задание Активной части произвести арест конспиративным путем» [3]. Аресты продолжались еще несколько дней.

Ситуация, которая привела к лишению свободы крупнейших представителей отечественной интеллигенции, развивалась еще с 1921 года. В 1921-1922 годах советская власть уже сумела подавить сопротивление тех, кто боролся с ней с оружием в руках. На Дальнем Востоке еще оставался очаг сопротивления, красные войдут во Владивосток только в декабре 1922 года. Но в целом, Гражданская война уже закончена. Однако политика военного коммунизма привела Россию к острейшему экономическому кризису, и руководство большевистской партии было вынуждено допустить некоторую свободу - возвращение к частной собственности. Военные задачи были решены, но в глазах многих людей послабления в экономической политике воспринимались как слабость власти.

В этой ситуации советская власть приняла решение расправиться с теми, кто не был её прямыми врагами, но кого она рассматривала как соперников на одном из главных для неё направлений. Именно в это время в большевистской верхушке все чаще звучат высказывания о том, что одной из главных целей режима должно стать воспитание «нового человека». Один из идеологов правящей партии Николай Бухарин в 1922 году сформулировал желаемый образ человека будущего. Задаче создания «нового человека» должны были быть подчинены культура, образование и наука. И здесь власть видела два основных препятствия на своем пути: церковь и интеллигенцию. Ударом по церкви стала кампания по изъятию церковных ценностей, развернутая с февраля 1922 года. Идея о высылке наиболее видных представителей интеллигенции возникла еще зимой 1921-1922 гг.: в это время власть столкнулась с забастовками профессоров и преподавателей ВУЗов. В условиях НЭПа появились частные типографии, в которых публиковались философские и литературные произведения независимо мыслящих авторов.

Также, согласно архивным документам, советскую власть очень беспокоило сочувственное отношение интеллигенции к церкви. 21 февраля профессор Питирим Александрович Сорокин (в будущем - ученый мирового уровня) произносит речь на собрании преподавателей и студентов, в которой говорит о религиозном отношении к жизни. Он упоминает о том, что «всякий человек – луч божественного, неприкосновенная святыня. Homo homini dues (а не lupus) est (человек человеку Бог (а не волк) – вот что должно стать нашим девизом» [4]. Трудно поверить, но эти слова звучат одновременно с развертыванием варварской кампании против церкви, в условиях тотальной жестокости после Гражданской войны в стране, где тысячи людей ежедневно умирают от голода, а власть в первую очередь решает свои узкие политические задачи. Кроме того, такой взгляд трудно согласуется с «живыми машинами», формирующимися в процессе производственных отношений, о которых в то время писал Бухарин.

В марте этого года уже больной и мало работающий Ленин публикует свою статью «О значении воинствующего материализма» (тема кажется ему в то время крайне важной), где, цитируя работы Сорокина, называет его и других ученых «дипломированными лакеями поповщины». И в этой же статье выражает своё желание, чтобы рабочий класс выпроводил подобных членов ученых обществ в страны буржуазной демократии. Не боясь ленинских угроз, профессор Сорокин через месяц публикует свою работу «Верую, Господи, помоги моему неверию». В этой пронзительной статье с болью, сочувствием и любовью христианина и, вместе с тем, с научной точностью, он рисует картину людских потерь и морально-нравственной деградации современного ему общества, картину надвигающейся гибели русского народа. За что окончательно попадает в списки врагов советской власти.

Не выходят из поля зрения власти культура и литература. 2 июня 1922 года газета «Правда» публикует статью Троцкого «Диктатура, где твой хлыст?», где этот видный идеолог революции обрушивается на современных ему литераторов. Заканчивается статья требованием, адресованным вызвавшим его гнев писателям, «убираться за границу». Через несколько дней большевистское правительство создает ГЛАВЛИТ (Главное управление по делам литературы и издательств), в функции которого входит предварительная цензура всего, что публикуется в стране. В этом же месяце дело доходит и до образования. Правительство принимает постановления о новых правилах приема студентов в ВУЗы. Еще ранее звучали призывы о том, что прием в университеты нельзя поручать профессорам, вместо этого необходимо «руководствоваться классовым подходом». Принятое постановление во многом отражает подобные идеи, а также обязывает поступающих предоставлять отзыв ГПУ об их отношении к советской власти. Фраза Ленина о «дипломированных лакеях» обретает новую, на сей раз реальную перспективу. Ужесточаются по политическому и классовому признаку правила работы ученых сообществ, студенческих организаций и т.п.

Но Ленину всё это кажется недостаточным. В середине июля он пишет письмо секретарю партии Сталину об ускорении высылки представителей интеллигенции, перечисляет конкретные фамилии, требует репрессий по отношению к этим людям. Характерен стиль самого письма и подходы к решению вопроса: «…надо бы несколько сот подобных господ выслать за границу безжалостно. Очистим Россию надолго… Арестовать несколько сот и без объявления мотивов – выезжайте, господа!» [5]. Вот когда начал формироваться подход к осуждению граждан своей страны, когда указываются цифры, вопросу же о личной вине или невиновности в такой логике места нет. Неудивительно, что в эти же июльские дни через 15 лет в 1937 году по той же логике выходит печально знаменитый приказ по НКВД № 00447, по которому люди уничтожались и лишались свободы согласно плану, выраженному в округлённых цифрах.

В конце июля составляются списки подлежащих высылке представителей интеллигенции. Один из списков составлен на заседании комиссии политбюро правящей ЦК РКП (б) по рассмотрению состава «враждебных интеллигентских группировок». В списках даются характеристики каждому лицу. Приведем некоторые из них:

«48. Франк Семен Людвигович. Несомненно, вредный. По общему своему направлению способен принять участие в церковной контрреволюции….

55. Бердяев Н.А. Монархист, потом кадет правого устремления. Черносотенец, религиозно настроенный, принимает участие в церковной контрреволюции…

Сорокин Питирим Александрович. Фигура, несомненно, антисоветская. Учит студентов ориентировать свою жизнь на преподобного Сергия…

Булгаков С.Н. Профессор. Поп. Живет в Крыму, черносотенец, церковник, антисемит, погромщик, врангелевец» [6].

Так видела советская власть людей, внесших бесценный вклад в достояние отечественной и мировой мысли.

Вопрос об их судьбе уже был решен. Отдельно принимается решение о высылке антисоветского студенчества. И в ночь с 17 на 18 августа происходят первые массовые аресты. Тогда и были собраны в тюрьмах основные пассажиры «философского парохода». Как известно, почти параллельно с операцией против интеллигенции шла и антицерковная кампания. В эти же августовские дни, 15-го числа, под домашний арест в Донском монастыре был заключен патриарх Тихон. В отношении него ГПУ ведет следствие о «контрреволюционной деятельности».

Ставя себе задачу создания «нового человека», советская власть хотела обеспечить для этого все условия. Слово «интеллигенция» происходит от латинского intelligentia, что значит понимать, мыслить. Эти качества прямо не соответствовали тому образу «нового человека», которого хотели сформировать идеологи советской власти. Присутствие в стране людей, которые понимали, что происходит, не входило в условия большевистского антропологического эксперимента. Подчинив своей идеологии образование, науку, литературу, устранив всяческое проявление свободной и творческой мысли, приступив к погрому церкви и уничтожению мыслящей части общества, советское государство добивалось чистоты своего эксперимента, который ставился над целым народом и последствия которого мы ощущаем до сих пор.

 

Игорь Корпусов, преподаватель ТвГУ и СФИ

Информационная служба Преображенского братства

 

Cсылки и примечания

[1] «Философский пароход» - собирательное имя для двух рейсов немецких пассажирских судов Oberbürgermeister Haken (29—30 сентября) и Preussen (16—17 ноября), доставивших из Петрограда в Штеттин более 160 человек. Высылки осуществлялись также на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию.

[2] Высылка вместо расстрела. Русский путь, 2005. С. 103-104.

[3] Там же.

[4]  «История не ждет, она ставит ультиматум»: Речь П.А. Сорокина на торжественном собрании в день 103-й годовщины со дня основания петербургского университета // Наука и жизнь. 1989, № 10. С. 54.

[5] Ленин В.И. Неизвестные документы. 1891-1922. М., 1999. С. 544-545.

[6] «Очистим Россию надолго». Сборник документов. М., 2008. С. .204-207.

«Очистим Россию надолго...»

Powered by module Blog | Reviews | Gallery | FAQ ver.: 5.10.0 (Professional) (opencartadmin.com)