На днях светские и церковные СМИ цитировали заявление главы Минобрнауки РФ Дмитрия Ливанова о том, что представители духовенства не должны преподавать курс "Основ религиозных культур и светской этики". "Это светский курс, его должны преподавать учителя, которые не являются священнослужителями", — сказал Д.Ливанов журналистам.
Вместе с тем министр сказал, что пока не готов комментировать информацию о введении в школах Чеченской республики двух новых предметов — "История религии" и "Основы религии", которые будут преподавать представители духовенства. Последних предполагается принимать на работу в качестве завучей по воспитательной работе.
Мы попросили Маргариту Шилкину, канд.филос.наук, декана факультета религиоведения Свято-Филаретовского института прокомментировать заявление Дмитрия Ливанова.
Маргарита Шилкина: Введение в школах обязательного курса "Основы религиозных культур и светской этики" не случайно всколыхнуло в обществе горячие споры, которые, видимо, еще долго не утихнут. В 1990-е годы с принятием Закона о свободе совести и религиозных организациях, с началом восстановления храмов, с возвращением священнослужителей в публичное пространство телевидения, радио, других СМИ могло на миг показаться, что общество действительно осознало свою беду, и началось движение к покаянию. Но только сейчас, через двадцать лет, после периода устроения внешней церковной жизни, в церкви и обществе стали обсуждаться вопросы по существу дела. Преподавание основ религиозной культуры детям — один из таких сущностных вопросов. Интересно, что самые острые споры идут не о содержании учебников, а о том, кто может, и кто не может преподавать этот курс. Это свидетельствует о понимании того, что учитель в этом предмете будет определять больше, чем учебник.
Высказаны две крайние точки зрения: преподавать должно только духовенство (соответственно каждую религию — свое), а с другой стороны, министр образования говорит, что представители духовенства не должны преподавать курс "Основ религиозных культур и светской этики". Обе эти крайности плохи, т.к. они обсуждают не существо педагогического процесса, а отношение к служителям религий.
Преподавать основы религиозной культуры четвероклассникам должен тот, кто умеет не просто передавать знания, а именно общаться с детьми, помогать разрешать трудные вопросы, которые впервые встают в этом возрасте. Тот, кому дети доверяют. И при этом обязательно тот, кто имеет высшее гуманитарное образование и глубоко знает ту религиозную культуру, в которую он собирается ввести детей. А будет ли он при этом священнослужителем или нет — это далеко не самое главное. Сан сам по себе не дает человеку никаких преимуществ даже в научении вере и передаче церковной традиции взрослым людям, не случайно в Древней Церкви катехизаторами и учителями были не только священнослужители. Но если опыт жизни священника, его образование и дар общения с детьми, готовность уважать чувства неверующих детей в классе позволяет ему преподавать, почему его надо этого лишать только за то, что он священник? Мне кажется, Министерству образования (как и нашей церкви) важно научиться не выстраивать единый внешний критерий на все случаи жизни, а смотреть на конкретного человека и решать вопрос по существу.
В связи с этим хотелось бы затронуть еще одну сторону вопроса: чему учат будущих преподавателей курса ОРКСЭ на курсах повышения квалификации? Чаще всего с ними с методической точки зрения разбирают учебник, по которому им предстоит преподавать: сколько минут урока на какую форму использовать, чтобы материал был усвоен. Сталкивалась с таким подходом не раз. Но если будущий учитель, например, "Основ православной культуры" сам не знает ни Евангелия, ни текста Ветхого завета или хотя бы заповедей, плохо знает историю церкви, а с другой стороны, смутно представляет себе этические и эстетические нормы христианства, как и памятники архитектуры, живописи, музыки, поэзии, которые родились как живые проявления христианской культуры, то о чем он будет говорить с детьми? Например, на курсах повышения квалификации по ОПК при Свято-Филаретовском институте учителя получают введение в основы именно этих знаний. Многие, в том числе верующие учителя, благодарят нас за это и говорят, что встретились с этим впервые.
Мне кажется, что первые ростки сотрудничества Русской православной церкви (как, впрочем, и представителей остальных религий) и Министерства образования РФ сейчас очень важно не разрушить подобными радикальными заявлениями с обеих сторон. Понятно, что вместе с посеянным зерном всегда растут рядом плевелы. Их может быть даже больше. Но не надо торопиться их вырывать, чтобы не повредить и пшеницу. Когда она вырастет и укоренится, можно будет сжать все вместе и отсеять плевелы, собрав урожай в житницы.