20-21 декабря в Русской христианской гуманитарной академии прошла 15-я ежегодная конференция молодых ученых «Бог. Человек. Мир». Уже традиционно в богословской секции принимали участие студенты Свято-Филаретовского института.
На секции выступили преподаватели СПбДА к.и.н., кандидат богословия священник Константин Костромин с докладом «Разделение церквей в контексте общеевропейской международной политики IХ-ХII вв.», кандидат богословия протодакон Константин Маркович с докладом «Lex Orandi-Lex Credendi est. Опыт литургической жизни как источник богословского знания», ректор Теологического института церкви Ингрии д.ф.н. А.М. Прилуцкий с докладом «Лингвистические дискурсы современной теологии», аспирант СПбДА Д.В. Хмыров с докладом «Советская религиозная политика в отношении русской церковной эмиграции (в отечественной и зарубежной историографии)» и другие.
Студент IV курса СФИ Алексей Буданцев представил доклад «Второе крещение как один из аспектов понимания монашеского пострига». Он указал на многочисленные параллели пострига и таинства крещения как в чинопоследовании, так и в византийском «богословии монашества». В отдельных местах чин прямо называет постриг «вторым крещением» и явно указывает на то, что до принятия монашества постригаемый вел жизнь «ветхого человека, истлевающего в обманчивых похотях», а не верного члена Церкви.
Столь заниженные представления о норме церковной жизни мирян во многом были связаны с номинальным принятием крещения, считает А. Буданцев. Именно эту номинальность и пытается преодолеть монашеская традиция, когда, не отрицая благодатности таинства крещения, предлагает его «обновление».
Выпускница СФИ бакалавр богословия Александра Буданова рассказала о служении епископа Макария (Опоцкого) (1872-1941). Пока не найдено аналогов письму, которое епископ Макарий направил в 1922 году патриарху Тихону: владыка просил благословения быть свободным (без епархии) епископом-катехизатором в Новгородской епархии. Тем самым он стремился возродить утерянный смысл служения епископа, первостепенной обязанностью которого в первые века христианской истории была катехизация.
Неоднократно побывавший в 1920-е и 1930-е годы в тюрьмах и ссылках, владыка Макарий всю свою жизнь создавал христианские братства, конечной целью которых было «религиозно-нравственное совершенствование личности до уподобления Христу». Сам епископ Макарий узнал и полюбил братскую жизнь, побывав в Крестовоздвиженском православном трудовом братстве Н.Н. Неплюева (1851-1908).
Доклад выпускницы СФИ бакалавра богословия Ольги Афанасьевой был посвящен проблемам церковной рецепции, о которых она рассказала на примере литургических реформ в Русской церкви в XVII веке. Докладчица показала, как разрыв между церковным богословием и народным благочестием привел к тому, что богослужение стало независимым от живого предания Церкви. В таких условиях попытки реформ не могли быть успешными. Во-первых, так и не было выработано никакой методологии для исправления богослужебных книг. Во-вторых, народное благочестие никак не могло быть соотнесено с инициативами иерархии. Нарушение принципов соборности и церковности выявилось в нарушении и принципа рецепции в жизни Церкви.
В рамках конференции также прошли секционные заседания по философии, религиоведению, культурологии и литературоведению, психологии, искусствоведению, востоковедению, изучению романо-германских языков и культур и другие.