Норма — это Христос

  • 28 января 2013 в 16:47:09
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 827
  • 0
 


В рамках XXI Рождественских чтений прошла работа секции «Катехизическая деятельность в современных условиях».

25 января в гостинице «Даниловская» под председательством митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия прошла работа секции «Катехизическая деятельность в современных условиях». Ее работу продолжили два семинара: «Оглашение и предвенчальная катехизация» и «Воскресная школа для взрослых и другие формы длительной катехизации».

Основным принципам катехизации был посвящен доклад руководителя Отдела катехизации Приамурской митрополии священника Стефана Нохрина. В частности, отец Стефан поднял вопрос о критериях готовности к крещению, связанный с нормой христианской жизни. Среди них он отметил такие, как отсутствие смертных грехов, опыт личной молитвы, чтение основных книг Священного писания. «Очень важно, чтобы к крещению приступали действительно воцерковленные люди, — сказал отец Стефан. — Это требует тщательной подготовки, на которую нужно год-полтора. За четыре встречи человек только узнает о том, что такое христианство».

Конечно, священники, которые в своей пастырской практике ориентируются на церковную норму, могут сталкиваться и с сопротивлением, сказал отец Стефан: «Так значит, не расписанных не крестите… интересненько». По свидетельству многих участников секции, катехизация, увы, зачастую воспринимается многими как «пропуск», как неизбежное препятствие на пути к чаемому крещению.

Главные проблемы в области катехизации связаны с культивированием в людях ложной веры или ложных надежд, сказал руководитель Методического центра по миссии и катехизации Свято-Филаретовского института Владимир Якунцев. Многие совершенно неправославно верят, что таинство состоялось «в силу совершенного действия» («ex opere operato»). С какой стати такому человеку, уверенному, что он получил желаемое, тратить еще полтора года жизни на какое-то оглашение?

Подобные ложные надежды люди обретают в своем сердце, когда сталкиваются с лжемиссией — миссией, превращенной в рекламу: «От имени Бога обещают то, чего сам Бог никому никогда не обещал, — пояснил В.И. Якунцев. — Что-то болит? Не можешь найти жену? Бог решит все твои проблемы! Тогда как сам Бог нам обещал только свободу от греха, проклятия и смерти».

Задача катехизатора — помочь оглашаемым расстаться с ложными надеждами и обрести истинную веру. Если это удается, то у любого человека, всерьез пережившего обращение от неверия к вере во Христа, возникает множество вопросов. В.И. Якунцев рассказал об опыте катехизации в Преображенском братстве, в основе которого — ответы на подобные вопросы оглашаемых, а также помощь им в обретении опыта личной и церковной молитвы и исправлении жизни.

«Бог действительно начинает действовать в жизни этих людей. Происходит настоящее Божье чудо, — сказал В.И. Якунцев. — Сначала они испытывают невероятную радость от обретения пути. Через какое-то время человек познает грех и собственную греховность и начинает жаждать Христа. И когда он крестится, если еще не был крещен, или обновляет крещальные обеты, то за его отречением от сатаны и сочетанием со Христом стоят конкретные вещи».

Декан богословского факультета СФИ Зоя Дашевская рассказала об опыте оглашения людей, имеющих аномалии душевно-физического состояния. Оглашение таких катехуменов предъявляет особые требования к катехизатору. Он должен быть не только наставлен в вере, глубоко знать традицию, иметь высшее богословское образование, но и обладать специальными медицинскими знаниями, отметила З.М. Дашевская. Поэтому в СФИ преподается курс «Основы психиатрии для катехизаторов».

Сроки оглашения тяжелобольных и умирающих могут быть предельно краткими, но важно, чтобы оно не сводилось к их подготовке к уходу, но чтобы человек мог встретиться со Христом здесь. «Необходимо ответить как можно более полно на их чаяния света, истины, правды, любви, веры, надежды и приобщить их к полноте жизни с Богом и людьми через глубокое общение», — сказала З.М. Дашевская. Задача катехизатора — помочь человеку приобщиться к опыту личной и церковной молитвы, обрести благоговение, понимание святыни Божьей, понимание того, что такое смертные грехи, и отказаться от них.

При оглашении душевнобольных важно точно знать диагноз и возможности человека. З.М. Дашевская вспомнила слова митрополита Сурожского Антония о том, что в подобных случаях настоящих критериев нормальности нет. В то же время докладчица привела слова известного психиатра Б.А. Воскресенского, который говорил, что норма для христианина — это сам Господь наш Иисус Христос. Оглашение людей с душевными аномалиями требует от катехизатора сугубого милосердия. Несмотря на все сложности, проводить такое оглашение лучше в группе, если ее члены на это готовы.

Также З.М. Дашевская рассказала об опыте духовно-просветительской работы с детьми, подростками и молодежью, имеющими тяжелые душевные заболевания. «Это не социализация, а возможность приобщения людей к церковной жизни», — подчеркнула она. Именно поэтому ключевое значение имеет церковная среда, общение, молитва, труд.

На секции поднимался вопрос о мотивации самих священнослужителей, занимающихся катехизацией. Руководитель Центра имени свт. Димитрия Ростовского священник Александр Усатов (Ростов-на-Дону), отметил: «Если человек обратился ко Христу и помнит себя до этого момента, то он не может спокойно смотреть, как люди не молятся, живут в страхе, в плену невежества, суверий и прочего духовного безумия».

Председатель Миссионерской комиссии при епархиальном совете г. Москвы иеромонах Димитрий Першин напомнил, что десятки миллионов человек в нашей стране крайне далеки как от опыта христианской жизни, так и от знаний о христианстве. Поэтому сегодня о приходящих в церковь людях, крещеных в младенчестве, но не живших по-христиански, даже невозможно сказать, что они отпали от церкви: они просто были вне православной традиции. По мнению отца Димитрия, заслуживает внимания опыт католического движения Неокатехуменат, занимающегося катехизацией взрослых людей и ставящего задачу возрождения общинной жизни в церкви.

Говоря о воспитании детей, отец Димитрий указал на то, что детям важно научиться отдавать себя. Самое слабое место воскресных школ и аналогичных попыток воцерковления при помощи передачи определенных знаний или моделей поведения в том, что усваиваемое часто никак не связано с жизнью, считает священник.

Заместитель ректора Кузбасской православной семинарии священник Андрей Мояренко сказал о необходимости введения в учебный план семинарий курса катехетики и миссионерско-катехизической практики. Подготовка будущих катехизаторов может проходить и дистанционно в тех учебных заведениях, которые имеют наибольший опыт в этой области, отметил отец Андрей.

На секции также выступили заведующий сектором катехизации ОРОиК Санкт-Петербургской митрополии священник Димитрий Симонов, катехизатор Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре Сергей Рогунов, ответственный за молодежное служение храма Всемилостивого Спаса в Митино Роман Войтишко и другие.

Доклады и обсуждения показали, что краеугольный камень катехизической деятельности — это вопрос о норме церковной жизни. В оглашении нет схем, но есть внутренняя норма. И именно она определяет и цели катехизации, и ее длительность, и критерии готовности человека к крещению и ответственной церковной жизни.

Софья Андросенко

Информационная служба СФИ

Норма — это Христос Норма — это Христос

Powered by module Blog | Reviews | Gallery | FAQ ver.: 5.10.0 (Professional) (opencartadmin.com)