Конференция «Равнина русская» завершилась круглым столом «Пути восстановления духовной стойкости и созидательной энергии нашего народа»
Существует ли сегодня созидательная энергия у русского народа? На этот вопрос в разное время пытались ответить мыслители, философы, церковные и светские деятели. Этот же вопрос, подводя итог трехдневной конференции, задал участникам круглого стола ведущий Владимир Лавренов, канд. ист. наук, член Государственного Геральдического Совета при Президенте РФ, директор филиала РГГУ в Твери.
За столом собрались свящ. Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, Феликс Разумовский, историк, писатель, автор и ведущий цикла программ «Кто мы?», Давид Гзгзян, член Межсоборного присутствия РПЦ, Анна Шмаина-Великанова, известный культуролог, доцент РГГУ, Дмитрий Гасак, проректор СФИ, Алексей Журавский, исламовед, ведущий научный сотрудник Института восточных культур РГГУ, доцент СФИ.
За три дня конференции было приведено много примеров проявления созидательной энергии в советское время. Часто удивительные поступки совершали одиночки — личности, сумевшие остаться самими собой в условиях тотальной несвободы. Реже это удавалось общностям людей. Здесь самый яркий и вдохновляющий опыт принадлежит христианским братствам и общинам, некоторые из которых существовали десятилетиями. На встрече говорили, насколько важно было собрать вместе этот опыт духовного сопротивления, потому что о нем почти ничего не известно. Но к чему же мы пришли сегодня?
Участники стола выделили три кризиса, которые переживает современная Россия: кризис беспочвенности, кризис самосознания, кризис беспамятства и немоты. Основным путем преодоления были названы самоосознание, самоидентификация русского человека.
— У нас очень большая страна и нельзя сказать, что наш народ не демонстрирует свою энергию, — сказал историк Феликс Разумовский. — Правда, пока она вовсе не созидательная. Ощущение развала и катастрофического состояния русского мира есть почти у всех. Воссоздавать его, поддерживать, отвечать за землю, на которой тысячу лет жили наши предки, сегодня не получается, потому что мы с вами переживаем колоссальный кризис беспочвенности. Мы утеряли связь с той цивилизацией, с той культурой, которая является главным предметом деятельности нашего народа.
Проблема беспочвенности имеет довольно давние корни. Еще в XVIII веке в русской литературе мы можем прочитать, как персонаж Д.И. Фонвизина говорит о том, что хотя он и родился в России, но душа его «принадлежит короне французской». Но тогда проблема решалась проще — вокруг был тот самый русский мир, соприкосновение с которым могло исцелять. Именно это, по словам Феликса Вельевича, происходит с А.С. Пушкиным, который приезжал в ссылку в Михайловское, будучи русским байронистом, но вдруг, «увидев с балкона, как девушки поют песни, как мужички говорят по-русски», преобразился и уже скоро написал «Бориса Годунова».
России «повезло» особо, потому что она пережила эпоху, когда прямо была поставлена задача ликвидации старого человека вместе со всем его миром. Об этом говорил Алексей Журавский, вспомнив, что именно он услышал от русских мужичков, оказавшись недавно на балконе гостиницы в городе Чухлома.
— Сегодня меня представили как исламиста, но я не скажу ни слова об исламе, — сказал Алексей Васильевич, — потому что советская власть за семьдесят лет добилась необычайного успеха, превратив в безликую массу всех. Мы сегодня не православные, не мусульмане, не католики — мы все еще во многом советские люди, забывшие свои корни.
Он рассказал, как недавно на поисках массовки перед одним режиссером стояла задача найти по фотографиям схожие типажи начала ХХ века. Сделать это так и не удалось: лица наших современников иные. Видимо, какие-то серьезные изменения произошли на уровне генотипа.
Дмитрий Гасак напомнил, откуда эта энергия может появиться:
— Конференция со всей очевидностью показала, что корень всего всегда надо искать в человеке и в его способности адекватного мировосприятия, — поделился своими размышлениями Дмитрий Сергеевич. — Когда-то Бердяев сказал, что коль скоро человек познал добро и зло, он должен в этом разбираться очень хорошо. ХХ век и нынешнее время показывает, сколь трудно это делать. И необходимо, чтобы сердце каждого училось различать добро и зло в жизни.
Говорили о том, что вопрос этот действительно нетривиальный, потому что иногда самые живые, яркие явления общество воспринимает совершенно иначе. Например, в последнее время любая попытка духовной консолидации называется сектантством. Оказывается, когда люди собираются вместе в торговом центре, в ресторане, за кружкой пива, – это не вызывает протеста. А если собрание людей занято духовными вопросами, – оно сразу оказывается выключенным из нормальной жизни общества. Эта советская привычка навешивания ярлыков на все инаковое отлично сохранилась по сей день и среди высоких чиновников, и среди простых людей, что работает, в первую очередь, против Русской православной церкви.
Свящ. Георгий Кочетков говорил о том, что сейчас мы находимся в опасном историческом периоде, когда старое уже прошло, а нового нет. Эта такой исторический провал, в который может угодить наша страна. На нынешней территории России может не стать единого народа, потому что у него нет единства веры, психологии, национальной и культурной ответственности. Мы продолжаем испытывать повсеместный греховный страх, который описал Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите», и это порождает чудовищную индивидуализацию и недоверие друг к другу. Правда, по словам о. Георгия, в последнее время появились ростки чего-то нового, но насколько они жизнеспособны — покажет время.
Важным итогом конференции стало то, что удалось коснуться темы покаяния. О. Георгий сказал, что, конечно, есть люди, которым каяться не в чем — даже если откроются все закрытые сегодня архивы — разве что за грехи других. Такие люди были как в церкви, так и во всех слоях общества. Вопрос преодоления страха и покаяния — принципиальный для нашего народа, и он напрямую связан с духовным сопротивлением. Россия в этом смысле накопила богатство, о котором еще не знают в мире. Это опыт святых, опыт самостояния, опыт стояния за правду.
Культуролог Анна Шмаина-Великанова поделилась размышлениями о том, что по-настоящему действенным становится духовное сопротивление, которое появляется, когда вся жизнь обретает такое высокое качество, что может противостоять злу, бессмысленности и пустоте.
— Жизнь — единственное, что заслуживает восхищения, — сказала Анна Шмаина-Великанова. Она поделилась размышлениями о том, что по-настоящему действенным становится духовное сопротивление, которое является следствием целостной, нераздвоенной жизни. Оно появляется, когда вся жизнь имеет такое высокое качество.
Возвращаясь к вопросу о том, существует ли сегодня созидательная энергия нашего народа, профессор Давид Гзгзян напомнил, что любая энергия — ресурс возобновляемый. Конференция была задумана ради того, чтобы найти тот положительный ресурс, который позволяет не бояться, позволяет оставаться человеком перед лицом зла, в каком бы обличье оно ни являлось.
— Конференция показала, что этот ресурс существует, — сказал профессор Гзгзян. — И самое главное, что его можно культивировать. Наличие духовного сопротивления — это свидетельство неизбывности, неисчерпаемости таких ресурсов. Увы, не один народ исчезал с этой земли во многом потому, что народ — это не онтологическое свойство. Как только он идентифицируется исключительно таким способом, он обречен. Напротив, народ имеет перспективы, если он существует как энергия воспроизведения фундаментальных основ положительного существования. Жизнь в истории — это таинство движения человечества к финалу. Но финал — это не конец, это некий творческий итог. Без понимания этого наше бытие бессмысленно, а мы на примере истории нашей страны знаем, что главное в жизни – борьба с бессмысленностью.
В завершение круглого стола отец Георгий еще раз поблагодарил всех участников, выразив общее мнение, что подобные встречи нужно продолжать. Конференций, которые бы по-настоящему плодотворно объединяли светский и церковный мир, сегодня не так много. Остается добавить, что в работе конференции «Равнина русская» приняло участие 195 человек из 24 городов и 6 стран.