23 апреля ректор Свято-Филаретовского института (Москва) священник Георгий Кочетков провел в Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург) открытый лекторий на тему, актуальную практически для каждого: «Проблемы христианского воспитания детей “Без любви человек становится мрачным, как клякса”».
Место проведения встречи было выбрано неслучайно: СФИ и РХГА давно сотрудничают друг с другом, о чем напомнил в приветственном слове ректор академии Дмитрий Бурлака.
По предложению отца Георгия Кочеткова встреча прошла в интерактивном режиме: вопросы задавали не только педагоги и родители, но и молодежь. Всего же в зале собралось больше 70 человек.
В самом начале отец Георгий отметил, как важно отличать детей (до 12 лет) от подростков (начиная с 12 и до 16 лет) и молодежи (от 16 и максимум до 28 лет). «По моему опыту, — сказал он, — никогда нельзя вести себя одинаково с детьми, подростками и молодежью. У человека в каждом из этих возрастов должна быть своя мера свободы, а значит, и мера ответственности». Даже обращаться к ним нужно соответственно: молодежь нельзя называть подростками и тем более детьми, чтобы это не звучало унизительно, отметил он.
Фундаментальным вопросом педагогики отец Георгий назвал вопрос о границах и ответственности: «Вот этот: отвечать за что-то можно только там, где есть границы. Если границ нет — то и отвечать не за что». И такие границы сам себе может ставить только зрелый человек, спрашивая с себя, а не с других. Пока же человек не повзрослел, эти границы, требования должны ставить ему родители. Этот принцип является глубоко христианским, ведь «самый узкий и в этом смысле опасный путь для человека, но в то же время и самый благодатный, лучший, достойный, божественный — это путь любви и свободы. Именно в нем выражается наша сообразность Богу. Непонимание этого — самая принципиальная педагогическая ошибка», — заметил отец Георгий.
С этим связана еще одна проблема: сегодня у людей очень часто нет уважения к воле Божьей, нет желания исполнять Его заповеди, как часто нет желания уважать и старших. Дети не видят, чтобы «взрослые способны были ограничить себя ради Бога, ради Христа или даже только ради старших». К тому же «сегодня практически каждый боится быть старшим», а знать старшего — один из основополагающих принципов воспитания детей до 12 лет. Современному мужчине удобно, когда всем руководит жена, в т.ч. и детьми, и он, увы, легко соглашается на роль подкаблучника. Конечно, всё это плохо сказывается на детях, для которых старшим должен быть не тот, кто ими командует, а тот, кому они могут доверять, кого могут уважать, т.е. наиболее ответственный человек в семье. Еще хуже, если старшим считается тот, кто по сути им не является. Ситуация, когда руководят младшие вместо старших, в Ветхом завете называется признаком Божьего гнева, это нужно знать
Дети должны очень хорошо знать закон – «что такое хорошо и что такое плохо», и если закон нарушается — должно следовать наказание. «Иначе будет вседозволенность. А она, вспомните Достоевского, — там, где Бога нет, а значит, нет предела злу и греху». Маленького ребенка достаточно шлепнуть, чтобы ему было стыдно, но не больно. Бить детей нельзя — культивировать свои садистские наклонности греховно. Неслучайно слово «наказание» — от слова «наказ», а не от слова «мщение»: в христианском воспитании невозможны жестокость, унижение. Даже самым маленьким детям категорически нельзя делать замечание в присутствии других. Исключение возможно только если совсем нет другого выхода, но это бывает крайне редко. Ведь «когда вы делаете замечание при других людях — вы невольно напрягаетесь, вносите озлобление. А свою злобу никому нельзя показывать, даже если вы это не всерьез. Нельзя ею никого заражать. У нас в народе и так слишком много злобы, обид, зависти, гнева, страстей. На нашей земле столько грехов, что непонятно, как она до сих пор нас носит» — об этом отец Георгий, принявший исповедь за всю жизнь у десятков тысяч людей, знает не понаслышке.
Какие наказания сегодня самые действенные? Запрет пользоваться компьютером, телевизором, мобильным телефоном, например, на месяц; отказ взять ребенка с собой в храм, вместе помолиться. Всё это очень тяжелые наказания за действительно тяжелые проступки. Нужно помнить, что наказание всегда должно соответствовать проступку.
А еще — «умейте прощать, показывайте пример простой доброты. Иногда даже нужно сделать вид, что вы чего-то не видели и не слышали. Ведь мы не в концлагере, чтобы наказывать за любой проступок». Главное — чтобы дети выросли настоящими людьми, научились жить по-человечески, а значит — по-Божески.
Каждый ребенок рано или поздно сталкивается с агрессией — на детской площадке, в детском саду, в школе. Если не отвечать на это — его «затюкают», но как отвечать на агрессию по-христиански, достойно? Важно, чтобы ребенок знал, что «агрессия – всегда проявление зла, независимо от того, от него ли идет агрессия или по отношению к нему, виноват он или нет. Иногда такое зло может быть выбором из двух зол меньшего, если человек не нашел другого выхода, а его надо искать и можно найти: молитву, доброе слово, что-то еще».
В этом вопросе есть один важный аспект: «Если агрессия совершается по отношению к слабому, ребенок должен знать, что он обязан защитить обижаемого. Об этом нравственном императиве наше общество забыло, мало кто готов рисковать собой ради защиты обижаемого или слабого». Агрессию же по отношению к себе ребенок волен и простить.
Говоря о подростках, отец Георгий отметил, что всем известный переходный возраст не всегда был таковым. Его причины отец Георгий связывает с тем, что ребята «стали много внимания уделять жизни внешней, плотской — во что одеваются, чем питаются, где живут, резко возрос интерес к сексуальной сфере по сравнению с ХIХ в.». Кроме того, большое влияние на подростков оказывает кризис семьи — ссоры, разводы, раздоры, которые сейчас являются константой нашей жизни. Именно с этим связано большое количество абортов, суицидальных попыток, распространение гомосексуализма и т.п. Все эти современные проблемы носят системный характер, а не являются отклонениями лишь отдельных людей, и справиться с ними в ближайшее время будет очень трудно, если не невозможно.
Главное, что нужно делать с подростками (начиная с 12 лет), — это отпустить их на свободу, ведь они уже не дети. Конечно, это должна быть ограниченная, но все-таки реальная свобода — по крайней мере, по всем принципиально важным вопросам нужно с ними советоваться.
Ведь что характеризует современных детей, подростков, молодежь? Они не умеют выбирать, просто не попадают в ситуацию выбора. «Подростки, например, в отличие от детей не будут просто так повторять что-то за старшими, им нужно всё пропустить через горнило сомнений. Это самое опасное, но им нужно через это пройти». Нужно ставить вопросы перед их совестью, умом и чувствами и уметь уважать их выбор, конечно, если он не приводит к грехам и страстям. При этом «уважение совсем не означает одобрения. Так же и подросток должен научиться уважать свободу родителей, это взаимная задача». «Тайна свободы — это тайна духа, это не только свобода выбора. И, конечно, если подросток хочет проявлять свою свободу – то пусть отвечают за ее последствия». Если он поступил благородно — не скупитесь на благодарность, но и тут нужна мера.
Подростки «должны понимать, что в их возрасте люди часто делают такие ошибки, которые могут мучить их потом всю жизнь». Об этом «совершенно не нужно говорить на исповеди детям до 12 лет, а подросткам — нужно обязательно». Проблема в том, что им хочется быть свободными, а чувства ответственности у них еще нет, часто нет даже простого чувства самосохранения. «Поэтому, когда им хочется всё попробовать, я говорю: не экспериментируйте в области этики, этика не терпит эксперимента, ну а если вляпались — старайтесь быстро исправляться и делайте выводы».
В общении с подростками рассчитывать на помощь социума, среды, группы, класса почти не приходится, надо самим создавать необходимую среду для подростков и помнить при этом, что именно для них родители часто совсем не указ. Подростку легче что-то воспринять от третьих лиц, но никак не от родителей. Поэтому родителям лучше обратиться к своим друзьям или к друзьям своих детей и попросить их поговорить о каких-то сложных вопросах. Самим родителям здесь не справиться: в этом возрасте очень не хватает доверия и общности. Поэтому именно начиная с подросткового возраста люди должны учиться помогать друг другу, исходя из авансов доверия.
В 15-16 лет шансов стать сознательным христианином у подростка немного. Так устроена наша общественная и церковная жизнь. «Малышам, пока они не вдумываются, хорошо в храме, они чувствуют там себя, как рыбки в воде». А подросток начинает сталкиваться с вопросами о смысле происходящего. Но со смыслом у нас проблема, начиная с церковнославянского языка: ведь и родители его не понимают, хотя дело, конечно, не только в языке. Можно сказать одно: «движение человека к Богу, к ответственной вере сегодня очень усложнено. Поэтому когда подросток хочет ответить на вопрос, почему он христианин, он, как правило, ответить не может».
Христианин становится сознательным, когда научается преодолевать искушения, и происходит это обычно не раньше 20-21 года, когда он набьет себе шишек, а не просто будет философствовать. До этого возраста приходится терпеливо ждать и оберегать своих детей от крайностей.
У молодежи свои проблемы. Вот реальный случай из жизни молодого человека 18 лет. Он привел домой девицу и стал с ней жить при живых родителях, утверждая, что он свободный взрослый человек. И тут выход один: «либо выполняй основоположные требования своих родителей и не живи в их доме в любодеянии, либо, если хочешь грешить, сам зарабатывай, снимай жилье, обеспечивай себя и живи как хочешь», сказал о. Георгий. «В таких редких случаях приходится действовать жестко, но иначе нельзя, правда, таких требований должно быть чрезвычайно мало».
За молодежь совершенно невозможно принимать решения, им можно только помогать в принятии и исполнении решений. Таков закон жизни взрослых, а значит, и молодежи. Давайте им авансы любви и доверия. Это трудно, для этого нужно иметь широкое сердце и большую веру в Бога и в человека.
В завершение встречи отец Георгий пожелал присутствующим в любых ситуациях «искать лучший выход из положения, который всегда есть, во всяком случае, у человека верующего». «Только у неверующих бывают безвыходные ситуации, — сказал он. — Правда, часто этот выход не лежит на поверхности, но Господь всегда помогает: находите его и действуйте. Нашему народу сейчас очень важно обретать качество жизни через такой поиск и такие действия. Накапливать опыт умения жизни в добре, красоте, любви, свободе, вере, делиться этим с другими людьми, не считаясь со своим временем, силами, средствами. Сейчас в наш народ надо вкладываться».