В Пскове идет уничтожение творческого наследия современного православного иконописца архимандрита Зинона (Теодора), сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".
Верхний ряд иконостаса Серафимовского придела Троицкого кафедрального собора Пскова изъят и отправлен в Москву неизвестному адресату. Нижний ряд в настоящий момент, с благословения митрополита Евсевия (Савина), "переписывается" масляными красками местным богомазом Александром Молдаваном. Серебряная басма, которой был отделан весь иконостас, исчезла и судьба ее в настоящий момент неизвестна.
Напомним, что придел был спроектирован и расписан самим мастером с благословения митрополита Владимира (Котлярова), ныне Санкт-Петербургского.
Подобные инициативы предпринимаются и в Псково-Печерском монастыре. Архимандритом Зиноном там расписаны три храма - Корнилиевский, за который иконописец был удостоен Государственной премии, Покровский и выстроенный самим Зиноном деревянный храм "на Горке".
Все перечисленные объекты, находящиеся в распоряжении Псковской епархии РПЦ МП, закрыты "на ремонт", и доступ в них возможен лишь "с личного благословения владыки". Однако, по словам нанятых для разных нужд рабочих, в них "художники делают что-то с иконами и стенами".
Источник: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=65312&cf
•••
Портал-Credo.Ru разместил информацию о том, что в Пскове уничтожается творческое наследие современного православного иконописца архимандрита Зинона (Теодора). За комментарием корреспондент ПсковИнформбюро обратился к протоиерею Иоанну Муханову, настоятелю Свято-Троицкого Кафедрального Собора Пскова...
По поводу того, что «верхний ряд иконостаса Серафимовского придела Троицкого кафедрального собора Пскова изъят и отправлен в Москву неизвестному адресату», собеседник агентства сказал следующее: «Все это полное вранье. Весь смысл в том, что нижний предел в Соборе был напитан влагой, когда было запущено отопление, то иконостас претерпел некоторые изменения, пострадали иконы, и их сегодня мы отремонтировали и даже не в Москве...»
«Полной чушью» назвал протоиерей и то, что «нижний ряд иконостаса в настоящий момент, с благословения митрополита Евсевия (Савина), "переписывается" масляными красками местным богомазом Александром Молдаваном, а серебряная басма, которой был отделан весь иконостас, исчезла и судьба ее в настоящий момент неизвестна». «Никто ничего не переделывал. Басма, во-первых, была не серебряная, а просто медная, прибита ржавыми гвоздями. А вот сейчас, например, устанавливается на этих иконах серебряная басма. В помещении проходила реставрация просто необходимая».
Собеседник агентства высказал предположение, что иконостас «архимандритом Зиноном был написан, может быть не для этого помещения, потому что основа была слабенькая, поэтому и пострадали иконочки».
Троицкий кафедральный собор не отапливался 300 лет, пять лет назад в 2003 году отопление было проведено. Троицкий кафедральный собор - памятник федерального значения, входит в ансамбль Псковского Кремля. Начало псковского кафедрального собора (деревянного), согласно древней легенде, относится к X в. и связано с именем княгини Ольги. Строительство нынешнего каменного собора завершилось в 1699 году.
О местонахождении иконостаса о. Иоанн сказал, что он находится в Пскове «практически в Соборе, мастер приезжает и делает». Однако, о том, кто является мастером, собеседник агентства говорить не стал: «Вот это я тоже буду пока скрывать, это наш местный псковский человек. Я ничего не утаиваю, но в данной ситуации нет необходимости что-то рассказывать...»
Имеет ли мастер лицензию на подобные работы? «Да, конечно. Иконостас не имеет никакой исторической ценности. Но человек ювелир, профессиональный мастер. Это же не с улицы человек...»
«Даст Бог, иконостас вернется на место 15 января 2009 года, к престольному празднику прп. Серафима Саровского. Если говорить о климате в храме, то сделанное отопление нормализовало его. Теперь как в любом хорошем помещении иконы можно отремонтировать и хранить. Вся проблема была в том, что была жуткая влажность: и икон, и всего остального - это было плохо, все окислялось, портилось. Такая проблема существовала не только в Серафимовском, но и в главном храме. Главный иконостас является исторической ценностью и, разумеется, к нему будет особенное внимание. Нужны колоссальные средства, чтобы его привести в порядок. Об этом идет разговор уже на государственном уровне».
По материалам сайта ПсковИнформбюро: http://newspskov.ru/