"Предание есть живое, творческое предание, новое в старом и старое в новом"

  • 12 ноября 2013 в 09:24:51
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 977
  • 0
 


Adrian Agachi. „Tradiţia este vie şi creatoare, noul în vechi şi vechiul în nou“. 05.11.2011.

Между интеллектуалом и богословом до сих пор существует некое различие, которое общество воспринимает в терминах свободы. В то время как интеллектуалы "свободны" и "объективны", богословы, на первый взгляд, кажутся "ограниченными" и "субъективными". Свобода мысли противопоставляется "узости" Предания.

Прот. Сергий Булгаков рассматривает эти точки зрения в своем труде «Православие», приводя аргументы в пользу того, что вышеперечисленные гипотезы представляют собой клише мышления, которое не может претендовать на интеллектуальность — оно едва ли способно подняться выше посредственного уровня. Любой православный христианин знает, что с богословской точки зрения следование Преданию означает чрезвычайно осмысленное хранение пути Истины и совсем не предполагает отказ от своей интеллектуальной свободы.

Соединение звеньев в единую цепь Священного Предания

Прот. Сергий Булгаков начинает с определения важнейшего принципа Священного Предания: "Каждый отдельный член Церкви в своей жизни и сознании (будет ли то научное богословие или житейская мудрость) должен стремиться к церковному всеединству предания и, согласно с ним, проверять себя преданием, вообще быть самому носителем живого предания, звеном, которое соединено неразрывно со всей цепью истории". Христос — Альфа и Омега Священного Предания. Христиане, которые были верными и прожили свою жизнь в Боге, являются звеньями этой цепи Священного Предания. Каждый христианин призван строить свою жизнь в соответствии со Священным Преданием. Содержание Священного Предания включает в себя как священные писания любого рода (от литургических текстов до соборных решений, от писаний святых отцов до их житий), так и то, что свт. Василий Великий называет «неписаной частью Предания», к которой можно отнести литургические жесты или различные практические обычаи, которые не закреплены в каких-либо письменных документах (либо имеющиеся у нас тексты не являются подлинными). Например, в основании праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы лежит документальный апокрифический источник (Протоевангелие от Иакова), и, несмотря на это, данный праздник остается одним из самых важных в ряду Богородичных праздников. Таким образом, прот. Сергий Булгаков утверждает, что каждый из нас должен смотреть на свою собственную жизнь в свете Предания. Нам следует сравнивать свою жизнь с тем, как жили святые, и исправлять свои ошибки. Необходимо изучать церковные источники, чтобы увидеть возможности для возрастания. Нам следует подражать предложенным примерам, чтобы, в конце концов, стяжать разум Христов как дар от Бога (1 Кор 2:16).

Различно-мыслие и разномыслие

Разумеется, когда мы пытаемся ориентироваться на то, что нам предлагает Священное Предание, мы не отказываемся от собственной личности и не пытаемся превратиться в другого человека, отвергая свои качества, полученные от Бога. В качестве подтверждения можно вспомнить, что святые отцы иногда придерживались разных мнений по некоторым сходным темам, хотя в догматических вопросах они являли такое единство мысли, которого трудно достичь, если не принимать во внимание, что они были вдохновлены единым Духом. Православие нам вовсе не навязывает монотонного мышления. Это заблуждение некоторых внецерковных людей, притязающих на звание исследователей, которые считают, что церковные принципы душат всякую оригинальность. Как правило, выдающимися героями для подобных групп интеллектуалов-"критиков" оказываются люди, наделенные острым умом, но при этом допускающие фундаментальные ошибки с богословской точки зрения. Православие не отвергает интеллектуальных открытий, но не принимает в свое пространство те, которые полностью противоречат догматическому наследию, полученному в дар от Бога. Прот. Сергий Булгаков обращает наше внимание на тот факт, что многообразие мысли («различно-мыслие») не должно приводить к разномыслию: "Однако люди, при всем сходстве своем, никогда не повторяют друг друга, и в выражении одного и того же содержания всегда остается индивидуальное различие. У ап. Павла есть замечательное выражение этой мысли о закономерности таких различий: «подобает разделениям (aspeaus) (ересям) быть между вами, да откроются искуснейшие» (I Кор. 11, 19). Подобает, — в этих словах св. апостол не только свидетельствует о неизбежности личных мнений, которые в себе содержат возможность и разделений — ересей, но и дает свое благословение их высшей целесообразности. Однако различно-мыслию не должно становиться разномыслием и вести к основанному на этом разделению, норма есть единомыслие, вытекающее из любви церковной и соборности Церкви: «едино тело и един дух». Совершенно естественно, чтобы и личное дискурсивное сознание разных лиц свидетельствовало бы об единой истине единообразно. Это вытекает из единства истины, и этого требует церковная любовь, которая эту своеличную дискурсию снова растворяет в соборности. Совершенно естественно и неустранимо для церковного самосознания осуществлять общение коллективно-общественное в делах веры. Этому соответствует общая богословская работа, которая состоит из постоянного обмена мнений и — на этой почве — соборования".

Предание и богословская мысль

Аргументу современных интеллектуалов о том, будто у богословской мысли нет никакой возможности предложить что-либо оригинальное по отношению к святоотеческому наследию, прот. Сергий Булгаков противопоставляет ту свободу, которую Священное Предание открывает любому богослову. Это правда, что Священное Предание очерчивает определенные границы мысли. Тем не менее, такие границы существуют в любой интеллектуальной сфере. Любая философская система начинается с определения понятий и постановки проблемы. Любое решение задач по математике, физике или химии основывается на ранее составленных формулах. Любое политическое решение принимается с учетом истории предшествовавших событий. Почему богословие должно быть лишено существенного вклада со стороны Священного Предания, чтобы избежать претензии в обновлении некоторых элементов или в предложении новых решений? Мы также не разделяем мнение некоторых богословов, которые хотят за выдвигаемыми святоотеческими или библейскими цитатами скрыть собственное невежество или шаткие аргументы. Современному богослову следует принимать во внимание открытия своего времени, но вместе с тем он обязан уметь глубоко различать и выбирать подходящее. И основной критерий, которым следует при этом руководствоваться, — это сочетание новых аспектов с наследием Священного Предания. В качестве заключения хотелось бы привести важную мысль прот. Сергия Булгакова, которую любая богословская школа может использовать как квинтэссенцию своих основных целей: "Богословствование, которое, как личное творчество и личное самосознание в Церкви, необходимо отличается личным характером, не может и не должно оставаться своеличным (ибо в этом и есть первоисточник ереси как разделения), но стремиться стать богословием предания, в нем найти для себя и связь и оправдание. Это не означает и не должно означать, что оно должно быть простым повторением своими словами уже имеющегося в предании, как это понимают узкие и формальные умы "книжники и фарисеи" наших дней. Напротив, оно должно быть всегда новым, живым и творческим, ибо не останавливается жизнь Церкви, и предание не есть мертвое законничество буквы, но дух ее животворящий. Предание есть живое, творческое предание, новое в старом и старое в новом".

Адриан Агаки

Перевод с румынского Елена-Алина Патракова

www.pa-o-lina.livejournal.com

Powered by module Blog | Reviews | Gallery | FAQ ver.: 5.10.0 (Professional) (opencartadmin.com)