Открывая дискуссию, ведущий - свящ. Георгий Кочетков - напомнил о том, что проведение подобных встреч стало своего рода традицией на конференциях Преображенского содружества. И если в предыдущие годы подобные вечера были посвящены «шестидесятникам» и «семидесятникам» или вопросу о том, что осуществилось, а что не смогло в 90-е годы, то теперь - тому, какие семена мы сеем и какие плоды хотим получить в будущем. Говоря о необходимости подлинной, а не бездумной передачи традиции, о. Георгий с горечью отметил: «За последние 10-15 лет потерян опыт новомучеников. Мы их канонизировали, но их опыт нас не интересует. Мы потеряли интерес к общинной жизни. Я помню, в 80-е гг. в любом более или менее живом приходе шли разговоры об общине. Сейчас любое стремление христиан жить общей жизнью воспринимается как сектантство». Самое же страшное, по мнению о. Георгия, в этом то, что церковь молчит. А ведь эти вещи вопиют к небу - как вопиет к нему кровь новомучеников до тех пор, пока на площадях стоят памятники Ленину, Дзержинскому и т.п., пока их прославляют названия улиц, по которым мы ходим. «Это внешние вещи, - сказал о. Георгий, - но они отражают внутреннее. Пока ещё можно, нужно устроить жизнь по-новому. Потом может быть поздно, завтра возможности может не быть. Такие вещи часто случались в истории».
Говоря об особенностях времени, в которое нам довелось жить, многие из выступавших подчеркивали: изменилась эпоха, пройдена какая-то грань разрушения человека и общества. Д.С. Гасак, проректор Свято-Филаретовского института, говорил об изменении духовных интересов современников: «Сложнее всего говорить с современным человеком о Боге, о вере, о смысле. Восстановление нужно начинать с человека, с его личности, нужно терпеливо и постепенно возвращать смысл всему, что происходит внутри и вокруг нас».
Проф. Н.А. Струве, обратившись к прошлому, напомнил, что завершилась эпоха, начатая французской революцией - попытка установить Царство Небесное на земле одними лишь человеческими усилиями. «России пришлось завершить эту попытку, и она страшно за это поплатилась. Убийство Бога превратилось в убийство человека. Но не надо бояться прошлого, потому что оно кончилось» - сказал он.
Свящ. Иоанн Привалов, говорил о неизбежности общественного кризиса, связанного с тем, что ушла мощная плеяда авторитетных деятелей культуры, последним в ряду которых стал А.И. Солженицын, и теперь все падает на неподготовленные плечи современных «маленьких» людей. Такая культурная и общественная ситуация не зачёркивает полностью надежду. Отец Иоанн привел целый ряд небольших, но радостных наблюдений: «В 2005 г. я с удивлением отметил, что с людьми опять стало возможным говорить о покаянии, о том, что без совести возрождения в нашей стране не будет». Он говорил, что его, как сельского священника, радуют даже такие мелочи, как то, что за три года не сожгли, не исписали ругательствами новые телефонные будки, не опрокинули автобусные остановки, что мужики собираются и думают, как дальше пойдет жизнь в селе. Все это представляет разительный контраст с началом 90-х годов.
Откликнувшись на выступление о. Иоанна, собравшиеся говорили о таких же радостных открытиях, в том числе о том, что люди перестали уезжать из России лишь для того, чтобы спастись от постсоветской действительности, что с начала 90-х годов идет очеловечение людей во многих мелких деталях.
С.Ю. Юрский, известный актёр и режиссёр, свидетельствовал, что пустота господствует во всём. Часто даже битком набитые залы могут быть наполнены людьми с пустыми сердцами. «Моя надежда, - сказал он в завершении своего слова, - люди, у которых остался голод сердца, которые ощущают свою пустоту и жаждут её наполнения».
В то же время, с точки зрения проф. Ю.Н. Афанасьева, если взять такой микроскопический анализ и сделать вывод, что торжествует не тьма, а эти проблески света, можно впасть «в очередное недопустимое заблуждение о нынешнем нашем положении». Вспомнив известных ему лично удивительных, праведных людей, сумевших пережить страшные годы и сохраниться, Юрий Николаевич с горечью заметил, что всем им удалось сохранить человечность лишь благодаря социальной пассивности, сохранению только элементарных жизненных интересов - поесть, попить, поспать. Поэтому, считает он, сейчас каких-то оптимистических, обнадеживающих выводов относительно будущего сделать нельзя.
И все-таки именно деятельная надежда звучала во многих выступлениях. А.И Шмаина-Великанова вспомнила слова Тейяра де Шардена, что «будущее за объединёнными любовь маленькими группами «маленьких» людей». Н.А. Струве, напомнив, что лишь немногие люди обладают пророческим видением грядущего - как Достоевский, предсказавший революцию, или Розанов, писавший о том, что смута закончится на третьем поколении - призвал всех стремиться к тому, чтобы наше видение соответствовало сущности человека, сущности Творца, истине и правде. «И тогда мы послужим будущему, хотя мы его не знаем» - сказал он. Ученый секретарь СФИ А.М. Копировский вспомнил слова владыки Михаила (Грибановского): «Наше дело не рассуждать о неизвестном, а быть готовыми к нему».
В заключение разговора свящ. Георгий Кочетков напомнил, что идея, изначально заложенная во всей деятельности Преображенского содружества, была очень проста: мы члены Церкви и должны быть ими до конца. В Священном писании, в традиции Церкви есть представление о норме, о полноте церковной жизни. Эту полноту надо усваивать, ей соответствовать и для этого жить по «принципу дополнительности»: если в жизни церкви отсутствовало и отсутствует многое из того, что проистекает из Писания и Предания, значит, это надо делать самим. Такой же принцип необходим и в отношении жизни общества. И если мы не можем делать это для всей страны, мы можем начинать хотя бы с себя.
«Россия - замечательная страна, где работает закон «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», - сказал о. Георгий, - У нас не работает демократия, и не будет работать. А вот этот принцип - что на друзей можно положиться - как раз и может работать в наших геополитических условиях». И в этих условиях можно многое сделать, нужно делиться тем, что мы, христиане знаем. Нехристианам труднее жить нормально в нашем обществе. Они могут быть умнее христиан, даже добрее - но у них нет представления о норме жизни. И если грядущее свершается сейчас, надо делать то, что мы можем, без чего мы страдаем, и страдают наши ближние, будучи отлучены от полноты жизни во Христе. И делать это необходимо в любом случае, даже если ничего не делают предназначенные для этого учреждения. Это дает благодать, это дает благословение Божье.