В селе Михайловском Владимирской епархии у местного храма всегда можно встретить невзрачную на вид старушку. Ей далеко за восемьдесят, одета скромно, на груди — иерейский крест, рядом, независимо от времени года, — лыжные палки. Каждое утро она приходит в храм раньше всех. Когда-то прибегала, а сейчас без палок, пожалуй, и не дойдет. Так она исполняет благословение своего духовного отца, ныне прославленного исповедника веры преподобного Леонтия (Стасевича). Умирая, он сказал ей: приходи в храм раньше всех и с каждым, кто захочет, говори. Теперь в этом храме находятся мощи отца Леонтия, и паломникам, которые приходят им поклониться, старушка рассказывает о небольшой общинке, которую он собрал в этой деревне после выхода из лагеря, о том, как скромно они жили, как служили, каким свободным человеком был батюшка. Теперь в храме служит целых три молодых священника, только они почему-то не готовы говорить с бывшей келейницей, получившей в наследство после смерти ее духовного отца иерейский крест. Они оказались вне этого опыта, вне этой традиции, несмотря на то, что продолжают служить у мощей этого же святого.
Как же нам почитать наших новомучеников и исповедников? В чем смысл этого почитания сегодня, когда так изменились условия жизни общества и церкви? Чему мы можем у них учиться? Какую церковь они сохранили для нас своим подвигом? Как о ней свидетельствовать, не закрывая глаза на существующие серьезные проблемы?
Об этом 1 февраля, за неделю до дня поминовения новомучеников и исповедников российских, говорили под Петербургом проректор Свято-Филаретовского института (СФИ) Дмитрий Гасак, директор РГГУ в Твери Владимир Лавренов, члены группы «Церковно-общественные инициативы» («ЦОИ») Преображенского братства и протоиерей Георгий Митрофанов, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Санкт-Петербургских духовных школ, более двадцати лет проработавший в Синодальной комиссии по канонизации святых. Семинар, организованный «ЦОИ», назывался: «Почитание новомучеников и исповедников и свидетельство о Церкви сегодня».
Как почитать новомучеников?
Дмитрий Гасак начал разговор с того, что почитание новомучеников должно выражаться не только в каких-то специальных формах — литургических песнопениях или иконописи, но и в продолжении дела их жизни — в свидетельстве о Христе, в жизни по Евангелию. Ведь почитание святых появилось в церкви довольно поздно, а к святости призван в ней каждый. Выделение отдельных святых скорее сбивает человека: кажется, что обыкновенный человек к святости не способен и не призван. Если же человек действительно задастся целью жить по-евангельски, он обязательно посмотрит вглубь истории и обратится к опыту новомучеников, ближайших к нам в историческом времени святых. И тогда, учась у них свидетельству о Христе, современные христиане будут находиться в единстве и с ними, и со всем народом Божьим.
Об отношении к почитанию новомучеников по опыту своей работы в комиссии по канонизации рассказал протоиерей Георгий Митрофанов. Комиссия ставила перед собой две задачи: избежать идеологизации и мифологизации — двух опасностей, неизбежных в нашей стране. Среди достижений работы комиссии отец Георгий отметил отказ от наиболее скандальных канонизаций (Феодосия Кавказского и даже блаженной Матроны, которую в итоге канонизировали, обойдя Синодальную комиссию). Отдельно отец Георгий отметил прославление некоторых священнослужителей из «непоминающих» (епископ Серафим (Звездинский), протоиерей Викторин Добронравов и др.). Это особенно важно сегодня, когда некоторые считают, что человек не может быть святым, если он выступает против лояльного отношения представителей церкви к безбожному советскому государству.
Ирина Пономарева (Михайловское братство), куратор выставки «Неперемолотые» в Архангельской области, рассказала о том, что посвященная памяти новомучеников выставка «Неперемолотые», прошедшая только в Архангельской епархии через шестнадцать городов и сел, побудила к созданию ее епархиальный аналог. Однако когда в одном из городов архангельской области встал вопрос о том, какую выставку экспонировать, была выбрана выставка Преображенского братства. Потому что одно дело, когда выставка сопровождается просветительской работой и желанием поделиться ею с потенциальными адресатами, и другое дело — когда она лежит в запакованных пакетах и не приносит живого плода.
Критерии канонизации
Отец Георгий признал, что основное число новомучеников канонизированы не за подвиг, а по сути за то, что стали жертвами советских репрессий. При этом жития новых святых во многом строились на материалах следственных дел ЧК-ГПУ-НКВД-КГБ, которые, безусловно, нельзя считать надежными источниками из-за частой фальсификации. Отец Георгий рассказал, что статистика самооговоров в гестапо и советских органах неспоставима: все-таки в гестапо требовали от человека правды, а в СССР выполняли план по расстрелам. С сожалением отец Георгий отметил, что один из важнейших критериев — народное почитание — сегодня практически не работает. Наш народ во многом лишен исторической памяти, и ситуация оказалась обратной — теперь комиссия рассказывает народу, кого ему следует почитать. Фактически сегодня канонизация инициируется не народом, а узкой группой лиц — членов комиссии по канонизации.
Нужно собирать живой опыт церкви — тогда из него будут выявлены и святые, и критерии почитания, сказал Андрей Скидан, член Гомельской епархиальной комиссии по канонизации (братство во имя святителя Тихона Задонского). Он рассказал об общении на местах с теми, кто знал новомучеников и исповедников — почти все они знали друг друга, несмотря на дальние расстояния, а ведь во все времена святые были связаны узами любви.
Ольга Филиппова считает, что людям важно знать простую вещь: жизнь по Евангелию возможна. Новомученики — это не античные герои, («И не "терминаторы святости"», — добавил отец Георгий), а те, кто во всей полноте, красоте, подлинности, приближенности ко Христу говорят о милости, о любви, об открытости, и этот опыт касается любого сердца.
Что главное в свидетельстве о Церкви сегодня?
Владимир Лавренов, руководитель группы «ЦОИ», назвал свободу ключевым понятием церковной жизни, а свобода предполагает и благоговение перед Богом и человеком, и почтение к святым, и раскрытие даров верующих. Свобода заложена в церкви изначально.
Маргарита Шилкина, декан факультета религиоведения СФИ, с горечью отметила, что сегодня слова о том, что Христос — Глава Церкви, часто воспринимаются даже в самой церкви лишь как протокольная фраза, звучащая с высоких трибун. Но подлинная церковь собирается ради Христа, для Него и под Его главой.
С этим согласился отец Георгий Митрофанов: «Мы не распознаем святых, потому что не распознаем Христа. Не святые должны вести нас ко Христу, а Христос — к ним, и пока Он отодвинут на второй план — никакие опосредованные связи нас не объединят».
В завершение семинара его ведущая Юлия Балакшина прочитала слова из предсмертного письма святителя Вениамина (Казанского), которое еще совсем недавно можно было прочитать на выставке «Не должно вам быть», проходившей в Александро-Невской лавре: «В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. — Времена переменились. <...> Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь».