В Санкт-Петербурге по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия прошла конференция об истории катехизации в епархии.
О том, чтобы всерьез помогать человеку входить в церковь, задумывались и заботились в Санкт-Петербургской епархии ее лучшие представители еще в середине ХIХ века.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в течение многих лет был катехизатором в Андреевском соборе Кронштадта. Он восхищался своим однокурсником по духовной академии свящ. Александром Гумилевским, потому что тот, основав первое в Петербурге православное братство, мог применить «в жизнь, в дело, в практику» все то, чему человека научают во время катехизации. Протоиерей Константин Аггеев, один из наиболее активных священников группы «32-х», всю жизнь трудился над тем, чтобы катехизисы для подростков и молодежи были не схоластическим перечислением догматов, а передачей живой веры.
Об этом на конференции «Вера требует не поклонов, а верующей души», посвященной истории катехизации в Санкт-Петербургской епархии, говорили 12 мая в Книжном доме «Глагол». Организатором конференции стало Свято-Петровское малое православное братство.
Описывая катехизическую деятельность того времени, докладчики не только излагали фактический материал, но и стремились выявить принципы катехизации, разработанные отцами-катехизаторами. Юлия Балакшина, к.фил.н., магистр богословия, доцент РГПУ им. Герцена и преподаватель Свято-Филаретовского института (СФИ), отметила основные качества катехизации отца Иоанна Кронштадтского: простоту и доступность, верность Преданию и Писанию и творческое отношение к ним, опору на личный опыт веры («сердечное убеждение самого учителя веры»). Наталия Швачко, выпускница СФИ, к.биол.н., рассказала, как важно для отца Константина Аггеева было не обучать, а именно научать своих студентов вере, с тем чтобы жизнь, вера и молитва у них не расходились друг с другом. Также к основным принципам его катехизации она отнесла личностность, целостность и христоцентричность.
После Октябрьского переворота начатки возрождения катехизации в епархии, как и во всей стране, оказались под запретом. О том, как, несмотря на это, катехизация возрождалась в Ленинграде с начала 1980-х годов, рассказали участники круглого стола — те, кто принимал в этом непосредственное участие.
Юлия Большакова и Лариса Козловская ярко описали картину жизни тех, кто хотел приобщиться к церкви в советское время. Как они созванивались по телефону, понимая, что всегда, по словам отца Александра Меня, говорят «втроем» вместе с тем, кто их прослушивает. Как на вопрос одной наивной девушки по телефону: «Скажите, это у вас дома читают Евангелие?», – Юлия Олеговна ответила: «Нет, у нас дома никогда не читают Евангелие. Но если хотите, приходите на чашку чая». Девушка пришла и присоединилась к еженедельному чтению Писания. Юлия Большакова рассказала, что около двух лет они встречались бессистемно, но как можно чаще: «Это еще не было оглашение, научить нас было некому. Мы просто встречались и были таким «бульоном», а потом в Ленинграде появились катехизаторы — Юрий Кочетков и Александр Копировский. Тогда началось оглашение».
Катехизация действительно важна как процесс воцерковления жизни, а не просто узнавание чего-то нового, именно поэтому она должны быть длительной, хотя бы полугодовой. Об этом рассказал протоиерей Александр Степанов, который еще с 1980-х годов понял важность катехизации и с тех пор ведет ее постоянно. Многие после оглашения начинают в церкви трудиться, именно так у о. Александра появилось известное в городе братство Анастасии Узорешительницы, сестричество милосердия, богадельня, детский приют, центр для наркозависимых. Впоследствии многие из этих проектов созревали и становились самостоятельными.
«Мы ходили в храм три раза в неделю — и нас это совершенно не утомляло», — делилась воспоминаниями Лариса Козловская. Помимо обязательных воскресных литургий и субботних всенощных накануне у них был еще один храмовый день — четверг. Вечером по четвергам в Ленинградской духовной академии происходило чтение акафиста, после которого ректор академии архиеп. Кирилл (ныне патриарх всея Руси) произносил проповеди катехизической направленности, рассчитывая в первую очередь на оглашаемых.
Об этом рассказал священник Георгий Кочетков, ныне ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института. Уже на первом курсе академии владыка-ректор поручил Юрию Кочеткову готовить к крещению обратившуюся к нему с просьбой об этом девушку. Удивительно, но подготовка эта не была тайной, как того требовало время гонений на церковь. Над Светланой в храме духовной академии открыто были прочитаны молитвы о начале оглашения, владыка Кирилл прочитал их сам. Весь великий пост шло оглашение Светланы, а под Пасху в храме же произошло крещение. Такая открытость была важна не только для оглашаемой: архиерей показывал, как следует проводить катехизацию. Это был знак для многих. Поэтому важно было и то, что об этом событии было написано и в Журнале московской патриархии (№ 6 за 1981 год). Фрагмент из статьи Юрия Кочеткова из журнала участники конференции увидели в подготовленном к конференции слайд-фильме.
К моменту приезда в Лениградскую духовную академию у Юрия Кочеткова уже был опыт оглашения взрослых людей как индивидуально, так и в группах. Основными принципами его оглашения были целостность, личностность, христоцентричность. Оглашаемые вникали в дух и смысл Священного писания и храмовой и личной молитвы. Практика оглашения в Ленинграде добавила в систему катехизации еще один важный принцип: последовательность (поэтапность). Именно здесь появился новый этап оглашения в системе будущего отца Георгия — таинствоводство. Также важной частью оглашения стало слушание катехизических проповедей в храме.
Однако это оглашение в Ленинграде было прервано вмешательством КГБ, усилиями которого в ноябре 1983 года дьякон Георгий Кочетков, патриарший стипендиат и иподьякон владыки-ректора, был отчислен из академии с четвертого курса за активную катехизическую деятельность. Уехать, не завершив оглашения очередной группы, отец Георгий не мог, поэтому проводил его, находясь в Ленинграде практически нелегально. В 1990-е годы оглашение в Санкт-Петербургской епархии возродилось, в т.ч. благодаря митрополиту Владимиру (Котлярову), который дал свое благословение на проведение катехизации силами Свято-Филаретовского института и Свято-Петровского братства.
В завершение конференции ученый секретарь СФИ Александр Копировский представил книги по катехетике, которые можно приобрести в книжном доме «Глагол». Среди них особый интерес вызвала книга, в тот же день полученная из типографии — сборник материалов четвертой конференции по катехизации «Традиция святоотеческой катехизации: основной этап», проведенной Свято-Филаретовским институтом в 2013 году.
С особой благодарностью участники конференции вспоминали покойного владыку Михаила (Мудьюгина). Во многом благодаря ему в Петербурге возрождались миссия и катехизация, по его благословению Свято-Филаретовским институтом был издан катехизис отца Георгия Кочеткова. Конференция прошла в день рождения владыки и стала своеобразным духовным празднованием этой даты.